Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
Страница 2

Материалы » Психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда » Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда

В арсенале психотерапевтических средств христианской религии есть и интересные психотерапевтические техники. Так, для формирования у себя указанных личностных качеств, Святой Димитрий Ростовский рекомендует: «Смотреть на цветы полевые», поскольку Господь велит, «чтобы мы познавали суету и скоротечность нашей жизни».

Нужно отметить, что положения христианского учения не такие догматичные, как принято считать. Они отражают сложность изменяющейся человеческой жизни, человеческих отношений. Так, говоря о необходимости кроткого поведения, в то же время отмечаются ситуации, когда можно проявить эмоциональность: «Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», – говорит Блаж. Феофилакт Бом.

Далее можно выделить такую психотерапевтическую установку, которая призывает относиться к переживаемому несчастью не как к самому важному событию в жизни. Иначе это порождает уныние: в сознании фиксируется генеральная установка, вызванная страхом, обидой, сложными аффективными переживаниями, которая окрашивает все происходящее в жизни данного человека в темные тона. События оцениваются с точки зрения негативного факта, породившего болезненную установку. Христианское учение в этом случае рекомендует не поддаваться унынию, которое понимает как «чрезмерную скорбь об утратах и неудачах житейских, скорбь до отчаяния», советует переключаться на более важное. Метод переключения – один из психотерапевтических приемов с успехом используемый в христианстве, так как вековая традиция веры в высшую справедливость помогает ему быть более действенным.

Одной из сильных формул христианского учения, помогающих человеку выйти из кризиса, преодолеть последствия причиненной моральной травмы, является положение, согласно которому надо относиться к несчастью как к благу: а) «Участь всех, хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем – да радуемся, ибо соделываем спасение наше»; б) «Бывают случаи в жизни, когда злословие и ненависть со стороны врагов Христовых является лучшей похвалой для рабов Божиих»; в) «Неприятности должно понимать как драгоценное врачевство против тщеславия и высокомудрия». Прием изменения знака отношения к происходящему на противоположный позволяет сменить эмоциональный фон с отрицательного на положительный и тем самым найти в себе силы преодолеть страдание и жить дальше, не мучаясь, так как негативное событие перестает быть источником отрицательных эмоций.

Довольно распространенным приемом психотерапевтического плана в христианстве является прием уменьшения собственного страдания путем сопоставления его со страданиями других. Он психологически разрешает ситуацию, когда человек оказывается в меньшинстве, и представители этого меньшинства в чем-то ущербнее, чем большинство. Человек ощущает себя не таким как все и это его угнетает. Христианское утешение здесь в том, что показывается: в меньшинстве быть почетно, так как среди его членов – достойные представители: а) «В болезни нужно находить утешение в чтении Священного писания и Житий Святых»;

б) «Когда тебя обидят, вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и вися на кресте Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».

Всегда легче переносить страдания корпоративно с теми, кто может понять твои страдания, так как сам испытал подобное. Еще большее облегчение приносит то обстоятельство, что это – уважаемые представители рода человеческого.

Более общей по отношению к другим психотерапевтическим установкам является та, которая в принципе при возможных и имеющихся у человека проблемах направляет его к христианскому учению в поисках утешения. Система христианских положений здесь выступает иной, альтернативной точкой зрения по отношению к той, которая вызвала нравственные страдания. Морально-нравственные страдания порождаются из-за несоответствия человека принятым общественным стандартам. Христианское утешение выступает своеобразным замещением, дающим другую систему норм и оценок.

Так, если общество осуждает незаконнорожденного за факт юридического способа его происхождения, то он находит поддержку в религии, где его принимают и считают достойным человеком: «Происхождение от законных или незаконных родителей в Церкви православной не имеет никакого значения, так как каждая личность оценивается здесь исключительно по ее нравственному достоинству».

В рамках христианского учения мы находим не только меры, способствующие преодолению негативных последствий, но и превентивные меры, позволяющие избежать неблагоприятных воздействий вообще или снизить силу их влияния: «Благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить и не причинит ли нам и другим вреда то, что мы хотим сказать».

Таким образом, на примере положений христианской религии нами было показано, что психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда является в некоторых случаях более естественной и эффективной.

Страницы: 1 2 


Гипнотический подход в рекламе. Гипноз в традиционном и современном понятии
В психологии, психофизиологии, психотерапии традиционный или классический гипноз рассматривается с научных позиций как особая форма искусственно вызываемого сна и предполагает три стадии, характеризующие его глубину (сонливость, каталепсию, сомнабулизм), а также возможность постгипнотических компульсивных поступков и амнезию. В наше вре ...

Изучение логического мышления учащихся старших классов
Сделайте умозаключение на основе двух утверждений. Задание 1. 1. Все металлы плавятся. 2. Золото – металл. Следовательно,… Задание 2. 1. Все звезды светят собственным светом, 2. Ни одна планета не светит собственным светом. Следовательно,… Задание 3. Некоторые рабочие автозавода – изобретатели. Иванов – рабочий автозавода. След ...

Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
Реактивные состояния у детей и подростков с астенической формой умственной отсталости. Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний ...