Личностные опросники отбора персонала

При сегодняшнем темпе жизни выживаемость предприятий на рынке предусматривает высокий уровень конкурентоспособности, одним из главных компонентов которого является вовлеченный в производственный процесс человеческий ресурс. Значение имеют даже незначительные отличия, которые могут повлиять на качество работы, поэтому сегодня наряду с профессиональными качествами при отборе персонала все чаще оцениваются личностные характеристики претендента на должность. И для этих целей используются разного рода личностные опросники.

Прогностическая способность таких опросников оставляет желать лучшего, так как существует ряд неразрешенных вопросов, которые существенно ее снижают. К ним относятся как проблемы, связанные с диагностическим инструментарием, так и человеческий фактор.

Человеческий фактор при использовании личностных опросников имеет значение в той степени, в которой результаты зависят от самого респондента. В ситуации отбора персонала претендент осознает, что от его ответов зависит решение работодателя о предоставлении должности. Этот факт значительно повышает риск искусственного искажения ответов к социально желаемому полюсу. Поэтому для повышения надежности результатов западные ученые предложили 3 способа: (а) вопросы, ответы на которые можно проверить; (б) измерение времени, затраченного на обдумывание ответа; (в) исследование паттерна ответов для исключения противоречащих друг другу. Но каждый из них имеет свои ограничения. На этом основании была сформулирована гипотеза: респонденты, которые знают, что результаты тестирования каким-либо образом повлияют на их жизнь (например, на решение работодателя о предоставлении должности), более склонны искажать результаты, чем те, которые знают, что результаты будут использоваться исключительно в исследовательских целях.

На основании этой гипотезы было проведено исследование, результаты которого показали, что респонденты, убежденные в том, что результаты личностного опросника повлияют на решение работодателя, более склонны искажать свои ответы. В исследовании в качестве эксперимента использовалась русскоязычная редакция опросника «Большая пятерка», предложенная Шмелевым А.Г. и Похилько В.И. в 1993г. Данные экспериментальной группы были сопоставлены с таковыми контрольной группы. Была установлена следующая корреляция: показатели социально позитивных факторов (Конформность, Добросовестность, Открытость, Экстраверсия) экспериментальной группы значительно превышали таковые контрольной группы, в то время как значения фактора Нейротизм были ниже. Также был проведен сравнительный анализ сырых баллов, дифференцированных по половой переменной, в результате чего было установлено, что лица мужского пола более склонны искажать факторы Открытости опыту и Экстраверсии, в то время как Женщины изменяли ответы по факторам Добросовестность и Нейротизм. Фактор Приятность оказался нечувствительным к половой переменной.


Социальность
Один человек может принимать участие в социальном процессе, за­трагивающем другого человека, в той мере, в какой он конструиру­ет конструкционные процессы этого человека. Это следствие лежит в основе подхода Келли к эмпатии и социальным отношениям. Поведенческие психологи, а часто и простые люди конструируют наблюдаемое поведение други ...

Состояние тревоги, как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса
В настоящее время понятие "тревоги" и "тревожности" давно вышли за пределы психиатрии и стали привычными в психологии, физиологии и этологии, что подчеркивает общебиологическую значимость этих понятий, объединяя различные их проявления у человека. По мнению И.Н. Михайленко, Ю.Л. Нулери, И.В. Дубровина, А.И. Захарова ...

Диагностика межличностных отношений в классе
Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений меж­ду ребятами в классе мож ...