Предмет и задачи психологии управления
Страница 2

Материалы » Предмет и задачи психологии управления » Предмет и задачи психологии управления

Предмет психологии управления – это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, а психология управления – сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:

• психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;

• психологии мотивации людей в процессе их деятельности;

• особенностей группового поведения и межличностных отношений;

• психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;

• психологии власти и организации;

• вопросов психологического климата в коллективе;

• психологической конфликтологии.

Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность подчиненного и взаимоотношения людей, объединенных задачами и ценностями совместной деятельности в организации. Поскольку каждая организация обладает своими нормами и правилами (например, в стиле одежды: принято ли ходить на работу и отутюженных костюмах и галстуках или работники могут прийти в джинсах; в манере общения: называют ли сотрудники друг друга по имени или по имени-отчеству; в принятых способах обращения к руководству: могут ли работники запросто зайти к руководителю организации, чтобы поделиться своими соображениями по поводу организации работы, или они должны сначала записываться на прием, излагать суть дела в письменной форме, ставить и известность непосредственного начальника о своем предполагаемом визите и т.д.), постольку отношения между людьми в различных организациях не похожи друг на друга.

Спецификой психологических факторов совместной деятельности, способом ее психологической организации и занимается психология управления.

Кроме того, управленческая психология обеспечивает психологическую подготовку менеджеров, руководителей. Можно говорить о двух параметрах эффективности работы руководителя, менеджера:

• непсихологический (речь может идти о прибыльности или убыточности предприятия, его конкурентных перспективах и т.п.);

• психологический (в данном случае учитывается степень удовлетворенности людей, работающих в организации, качество общения, мотивированность их поведения и др).

Очевидно, что оба эти параметра взаимосвязаны: эффективность организаций, т.е. способность решать стоящие перед ними задачи лучшим или оптимальным способом, возрастает, если в них создан соответствующий психологический климат. А знания, полученные менеджерами в результате изучения психологии управления, помогают компетентно управлять людьми, избегать ненужных конфликтов, понимать психологическую природу управленческих процессов, эффективно решать проблему подбора кадров в организацию, анализировать и улучшать психологический климат в коллективе, правильно оценивать собственную деятельность.

Таким образом, психология управления стремится облегчить труд менеджеров, и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях психики, ее функциональном, изменчивом характере.

Задачи психологии управления:

• психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;

• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

• исследование психических особенностей лидерства;

• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

• изучение процессов группового взаимодействия;

• исследование механизмов мотивации человека.

Психологический анализ деятельности специалистов-управленцев.

Для того чтобы грамотно руководить коллективом и успешно выполнять работу, нужно уметь анализировать свои действия, от которых зависит принятие правильных решений.

Изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях.

Чтобы в любой ситуации принять адекватное решение, нужно изучать механизмы трудовой деятельности.

Исследование психических особенностей лидерства.

Лидерство – это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными организацией связями. Руководители, отличаются по своим индивидуальным стилем и подходам к управлению. Одно из ключевых различий-то, насколько руководители направляют своих подчиненных, т.е. степень, в которой они указывают подчиненным, как следует выполнять их работу. Другим отличием является мера их автокритичности или демократичности в процессе принятия решений, т.е. в какой степени они разрешают подчиненным участвовать в этом процессе, для этого и нужно изучать психические особенности лидерства.

Страницы: 1 2 3


Воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Данная подструктура деятельности юриста заключается в определении целей и задач правосудия, методов профилактики и борьбы с правонарушениями, умении, правильно, доступно и понятно толковать, право, разъяснять его гражданам. Здесь важно отметить умение юриста разъяснять суть той или иной правовой нормы, и правильное понимание её в послед ...

Сигналы восприятия языка тела
Известно, что еще с древних времен людям было свойственно стремление по внешнему виду и действиям человека определять его характер, чувства, способности. Умение "читать" и понимать человеческую психологию не потеряло значения и по сей день, причем не только в деловой, но и в личной жизни. Американский исследователь Аллан Пиз ...

Действие как сигнал
Многие кинесики интерпретируют любое поведение как "жесты". Причем психоаналитически ориентированные исследователи поведения часто используют фрейдистские "толкования". Так, если кто-то забывает выполнить обещанное, то это ими интерпретируется как нежелание выполнять это действие. Оговорка рассматривается в качестве ...