Семья как фактор формирования эмпатииСтраница 1
Успешное эмоциональное развитие ребёнка зависит от условий общения со взрослыми людьми. В основе развития эмпатии, усвоения морально-нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребёнка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.
Анализ психологической литературы позволяет нам выделить ряд подходов к трактовке взаимосвязи между эмпатией как социально-психологическим свойством личности и системой отношений индивида. В рамках одного из подходов система отношений выступает как предпосылка развития и проявления эмпатии, где затрагивается анализ взаимосвязи между особенностями воспитания в первичной семье и характером эмпатии у ребёнка. Начало исследований в этом направлении было положено А. Валлоном. Он изучал проблему эмпатии с точки зрения эмоционального развития ребёнка. В этой связи он подчёркивал важность проявления родителями эмоциональной близости к ребёнку, так как именно потребность в эмоциональном контакте преобладает на первых этапах онтогенеза, и её удовлетворение позволяет в дальнейшем научиться осознавать и разделять переживания партнёра по общению, предвидеть последствия своего поведения.
Многими авторами отмечается, что нравственное развитие ребёнка возможно лишь в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует у детей положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся также относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враждебности и непонимания, идентифицируют себя с агрессором и перенимают такое эмоциональное отношение от родителей.
Форма эмпатии, по мнению С.Ю. Циркина, зависит от типа и характера межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких отношений. Эмпатия может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только значимую личность, например, супруга, ребёнка. Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентификация не только мысленная (воспринимаемая, понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная.
Высшая форма эмпатии - действенная - характеризует как психологическую, так и нравственную сущность личности. Личности же родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Родительская любовь и принятие ребёнка - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. При этом контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить. Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.
Постоянное тактичное вчувствование в эмоциональное состояние ребёнка - всё это создаёт основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и требует от родителей проявления эмпатии. В механизме эмпатии родителей присутствует умение поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с точки зрения ребёнка не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если родитель проявляет эмпатию, это значит, что он просто принимает во внимание линию поведения своего ребёнка, относится к ней сочувственно. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.
Поведенческий подход Б.Скиннера
Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский " ...
Ощущение: происхождение знаний из ощущений и рефлексии
Проблему происхождения человеческих знаний философ Локк сформулировал как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний
Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- "белая бумага без всяких знаков и идей" И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о матер ...
Личность как предмет гуманистической психологии
Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж.П.Сартра так и называлась «Экзистенциализм – это гуманизм».[1] Экзистенциаль ...