Особенности русских разных поколений
Страница 1

Материалы » Психология национальной идентичности » Особенности русских разных поколений

В последние годы во всем мире наблюдается рост этнических процессов: с одной стороны – это всемирная глобализация, с другой – стремление народов подчеркнуть свою самобытность, культуру, идентичность, что нередко ведет к межэтнической напряженности. Особую актуальность эти процессы приобретают в многонациональных государствах, таких как наша страна, где последнее время происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и жизненных приоритетах современной молодежи, их рассогласование со старшим поколением. Это вызывает необходимость изучать психологическую сторону происходящих этнических процессов.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, занимаясь изучением данной проблемы, анализируют в основном такие явления этнопсихологической жизни, как этническая идентификация, этническая толерантность, этнические стереотипы, независимо друг от друга, в то время как они тесно связаны друг с другом и пересекаются. Поэтому появилась необходимость в обобщающем понятии, каким и стало понятие актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н.). Оно включает в себя: выраженность и знак этнической идентичности, уровень этнической толерантности, характер авто- и гетеростереотипов, а также особенности мотивационно-смысловой сферы и ее трансформации.

База методик для диагностики актуального этнопсихологического статуса личности включает в себя вербальные опросные тесты и модификации проективных методик, что позволяет нам анализировать как осознаваемые, так и неосознанные компоненты и, следовательно, говорить об их гармоничном единстве или его отсутствии.

1. Типы этнической идентичности (Г.В. Солдатова, С.В. Рыжова).

2. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова).

3. Диагностический тест отношений (Г.В. Солдатова)

4. Неоконченное предложение «Русские – это….».

5. Методика «Кто я?».

6. Рисуночный тест «Я-другой».

7. Методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М.Рокичем.

8. Каузометрическая методика Кроника.

В нашем исследовании была выдвинута следующая гипотеза: молодые люди отличаются менее гармоничным этнопсихологическим статусом (на сознательном и неосознаваемом уровне), чем люди старшего поколения.

Общая выборка составила 70 человек. Анализ проводился в рамках двух возрастных групп: 1) от 20 до 30 лет (21 человек: женщин – 17, мужчин – 4) и 2) от 30 до 50 лет (49 человек: женщин – 26, мужчин – 23)

Полученные результаты позволяют сказать, что изменения происходят практически во всех компонентах этнопсихологического статуса личности.

На уровне этнической идентичности в первой возрастной группе в вербальных опросных методиках декларируется позитивная идентичность, а на неосознаваемом уровне наблюдается ее отсутствие. То есть мы можем говорить о мнимой этнической идентичности у молодых людей, так как неосознаваемые смысловые установки формируют истинную мотивацию.

Автостереотип имеет положительную эмоциональную окраску и сохранен содержательно, но не воспринимается относящимся к себе: «русские хорошие, но это не я». Таким образом, первая возрастная группа имеет отрицательный автостереотип, нет идентификации со своей этнической группой, но имеет место этническая толерантность к русским, положительное эмоциональное отношение.

Мотивационно-смысловая сфера характеризуется нарушением принятия групповых ценностей. Они частично заимствуются из другой, западной культуры и приобретают внешне ориентированный, материальный характер. В иерархии ценностей молодежи присутствуют внутренние ценности, такие как любовь и счастливая семейная жизнь, причем они занимают первые места. Но наряду с ними появляются и такие ценности, как материально обеспеченность и активная, деятельная жизнь. А в системе инструментальных ценностей, отвечающих за достижение поставленных целей, на первые места выходят образованность, самоконтроль, рационализм (во второй возрастной группе последние приписываются «типичному американцу»). Также в группе молодых людей обращает на себя внимание факт отвержения таких исконно русских черт как терпимость и чуткость. Ценность счастья других (благосостояние других людей, всего народа и человечества в целом), творчество, искусство, природа, красота оказались на полюсе отвергаемых ценностей.

Страницы: 1 2


Психология как учебная дисциплина. Психологические знания в жизни людей
Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогичес ...

Аффективное состояние и аффект.
Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только ...

Положение о психологической службе предприятия
Положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, основные его функции и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждается руководителем предприятия. Общая часть 1. Психологическая служба подчиняется заместителю генера ...