Игра – занятие серьёзное
Страница 1

Так же как в процессе деятельности общения младенца со взрослым зародилась предметная деятельность, в процессе предметной деятельности начинает складываться игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

На значение игры для психического развития ребенка указывали многие педагоги и психологи. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

О первых проявлениях игровой деятельности можно говорить тогда, когда ребенок начинает использовать один предмет вместо другого. Ребенок кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку… У малыша уже произошло достаточно полное овладение предметными действиями, действие обобщилось и легко переносится с одного предмета на другой. Такая игра возникает в 2–3 года. (1; 45)

Основное содержание игр детей этого возраста – воспроизведение увиденных и усвоенных ими предметных действий. Желание жить жизнью взрослых проявляется в том, что дети оказываются способны повторить лишь отдельные действия окружающих: малыши «варят кашу», «кормят» и «укладывают спать» кукол, «моют» посуду. Игра у младших детей часто возникает на основе попавшего в руки предмета: увидел малыш яркое ведро – начинает играть в приготовление обеда, попались на дорожке камушки – «печет» пирожки и «кормит» свою куклу. Поэтому и конфликты у малышей возникают не из-за распределения ролей, не из-за того, кто главный, а кто подчиненный, а из-за отдельных предметов, потому что каждый новый предмет – это новая игра.

Кроме того, вместе малыши 2 – 3 лет играть еще не умеют. В лучшем случае они не мешают друг другу, спокойно играя рядом каждый со своей игрушкой. Малышам этого возраста можно показать, что другие ребятки тоже заняты игрой, что они интересно играют, что не надо нарушать их игр, а лучше помочь чем-нибудь (дать поиграть свою формочку или совочек, привезти на машинке веточки и т.п.). (3; 77)

Формирование интереса к играм других детей будет способствовать развитию у детей сотрудничества в более сложных играх.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны и не связываются в единую систему действий. Если малышам 3 лет, занятым приготовлением кукольного обеда, предложить накормить своих «детей» сначала «компотом», потом «котлетами» и наконец «супом», то это не вызовет возражения с их стороны, хотя все они могут назвать правильный порядок обеда. Просто для них гораздо важнее выполнение отдельных действий (приготовление «супа», «котлеток», раскладывание их), чем правильное исполнение взятой роли мамы или воспитательницы. Поэтому, включаясь в игру малышей, не требуйте от них верного и последовательного исполнения ролей, не осложняйте игру длинными ролями. Постарайтесь «оживить» для ребенка отдельные предметы, включить его в игру с этими предметами. (2; 87)

Очень часто маленькие дети задерживаются на стадии манипулирования, не используют предметы-заместители и в результате не переходят к предметной игре. Этот переход можно и нужно стимулировать, потому что он ведет ребенка дальше, на новую ступень его психического развития. Если маленького ребенка, перебирающего камушки или кубики, спросить, во что он играет, то часто можно услышать: «Играю в камушки» или «Играю в кубики». Но часто бывает достаточно или принести куклу, или самому взрослому включиться в деятельность ребенка, как его действия приобретают игровой характер.

Страницы: 1 2


Введение.
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и ...

Распознавание эмоций детьми
Различные авторы включают в термин понимание (understanding) эмоций разные компетенции. Так, наиболее распространенное определение понимания (распознавания) эмоций включает в себя такие характеристики как способность опознать эмоцию, выявить ее последствия и осознать переживание эмоции. На распознавание эмоций влияет множество факторов, ...

Роль чувств в жизни личности
Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевае ...