Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
Страница 5

Материалы » Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца

Влияния непосредственно индивидных свойств, а также состояние личностной и ситуационной тревожности на состояние благополучие младенцев не обнаружено.

Влияние индивидных факторов (экстраверсия, интроверсия, нейротизм), а также состояния личностной и ситуационной тревожности на факторную структуру материнского отношения к младенцу

С целью выявления возможного влияния индивидных факторов (экстраверсии, интроверсии, нейротизма), а также личностной и ситуационной тревожности на модель материнского отношения к ребенку был проведен множественный регрессионный анализ, где индивидные факторы и уровень личностной и ситуационной тревожности рассматривались как независимые переменные, а зависимые — производные факторного анализа данных вербального ассоциативного эксперимента в группах матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «—».

В результате исследования получены такие результаты.

У матерей с СП Оценка «-» 45% дисперсии зависимой переменной Жертвенность обусловлено отрицательным влиянием независимых переменных нейротизм (р < 0,05) и экстраверсия (р < 0,1); 29% дисперсии зависимой переменной Долженствование обусловлено влиянием независимой переменной Ситуационная тревожность (р — 0,05). 36% дисперсии зависимой переменной Добросовестность обусловлено влиянием независимых переменных Личностная тревожность (р < 0,05). Влияние на зависимую переменную Ригидность, Интеллект, Привлечение другого не обнаружено.

У матерей с СП Оценка «+» 24% дисперсии зависимой переменной Сознательность обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р < 0,05); 37% дисперсии зависимой переменной Воспитывать обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р < 0,05) и положительным — экстраверсия (р < 0,05). Влияния независимых переменных на факторы Эмоциональная стабильность, Активность, Дружелюбие, Интеллект не обнаружено.

По уровню ситуационной и личностной тревожности, экстраверсии и нейро-тизму, а также по шкале лжи матери с СП Оценка «+» и СП Оценка «—» существенно не отличаются.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что модели материнского отношения матерей с СП Оценка «+» приближаются к значению материнского отношения, а модели материнства матерей с СП Оценка «-» находятся под влиянием «личностного смысла, эмоциональной окраски, неосознаваемой готовности к определенному типу поведения, пристрастности».

Матери с СП Оценка «—» в большой степени зависят от эмоционального состояния, от «текущих событий и потребностей организма», в то время как для матерей с СП Оценка «+» характерно влияние социальных установок и ценностей. Это говорит о личностной зрелости матерей с СП Оценка «+», выражающейся в «отвязанности от биологических доминант» и наличии иерархизированной мотивационно-потребностной сферы.

Модели поведения матерей с СП Оценка «—» по факторам Ригидность, Долженствование, Привлечение другого оказывают существенное влияние на частоту острых заболеваний у детей, диспептические расстройства, активный отказ от пищи. У матерей с СП Оценка «+» выявлено отрицательное влияние фактора Активность на частоту пассивного отказа от пищи и избыточный вес, что связано с их невысокой способностью следовать за потребностями младенца.

Наличие или отсутствие категориальной оси оценка отражает характер ценностно-смысловой сферы матери и ее направленность на взаимодействие с ребенком.

Сформированная ценностно-смысловая сфера является показателем личностной зрелости матери и наличия у нее иерархизированной мотивационно-потребностной сферы.

Отсутствие сформированной ценностно-смысловой сферы матери проявляется как невыраженная потребность во взаимодействии с младенцем. В этом случае материнское отношение зависит от эмоционального состояния женщины — тревожности, эмоционального напряжения. Модели поведения матери оказывают неблагоприятное влияние на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Общая характеристика методов социально-психологических исследований
Социально-психологическая наука строится на основе проведения социально-психологических исследований. Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также пси ...

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком. При ...

Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ ...