Введение.
Страница 1

В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребо­вали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического тече­ния, как возможности существования объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос – судьбы психологии как науки о внутренних психических процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области эксперименталь­ных исследований и теоретической психологии. Это, прежде всего, исследова­ния познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследова­ния человеческого сознания в рамках наук о мозге – нейрофизиологии, нейро­морфологии, нейропсихологии.

Наиболее широким течением, выражающим дух той эпохи психологии, яв­ляется когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического ком­понента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и по­знавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обуче­нию человека, который не мог служить основой для совершенствования учеб­ного процесса.

Когнитивная психология развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представ­лении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман, Дж.Р.Андерсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, ведущими представите­лями являются У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвио и многие другие.

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмо­циональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психоло­гию.

Другим крупным направлением, которое так же, как и когнитивная психо­логия, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гумани­стическая психология. Ее основание как самостоятельного направления отно­сится к началу 60-х гг. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической пси­хологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. со­стоялась конференция, положившая начало гуманистической психологии. Её ли­дирующими фигурами выступают Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, Ш.Бюлер, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй. Непосредственными предпосылками для возникновения гуманистической психологии явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г.Оллпорт, Г.Мюррей) и послевоенного времени (Г.Мэрфи), и психология личностных конструктов Г.Келли, получив­шая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в пси­хологии.

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную – жизненную – психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в ка­честве предмета исследования понимание здоровой творческой личности – за­дача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности явля­ется не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществле­ние, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация (К.Гольдштейн, А.Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обра­щается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классиче­ской психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовле­творение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центр ста­новятся вопросы не теоретического характера, а больше практического приме­нения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности это направление психологии приоб­ретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком ходе развития гуманистической психологии принадлежит А.Маслоу.

Концепцию самоактуализации А.Маслоу, тео­рию самореализации Г.Олпорта, сис­тему взглядов К.Роджерса, концепцию Г.Меррея можно отнести также к «персонологическому» направлению, которое возникло в противопо- ложность психоаналитическим системам во второй трети ХХ века. Несмотря на определенное различие, все эти концепции имеют общие исходные теоре­тические установки, которые и позволяют объединить их в единое психологи­ческое направление. Все перечисленные психологи подчеркивают гумани­стичность природы человека, выражающейся в изначально присущих инди­виду потребностях в теплых межличностных отношениях, в общении, в ува­жении и т. п. Анализируя мотивационно-потребност­ную сферу личности, персонологи в качестве ведущего мотива выделяют стремление индивида к непрерывному развитию, становлению, совершенство­ванию. Именно устремленность человека в будущее, его цели, планы, перспек­тивы, а отнюдь не его прошлое рассматриваются представителями данного направления как важней­шие характеристики личности. Всячески подчеркивается неповторимость, уни­кальность, индивидуальность каждой личности.

Страницы: 1 2


Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свою теорию – теорией личностный конструктов. ...

Поиграем с предметами
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти. Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов. 1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы. 2. Снова ненадолго показать ребенку предметы ...

Определение понятия «Психология управления»
Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивае ...