Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
Страница 1

Материалы » Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца

Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка.

Успешность выполнения материнских функций во многом зависит от развития материнской сферы женщины, которая, согласно исследованиям Г. Г. Филлиповой, включает в себя три блока. аренда авто краснодар аэропорт

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.

Операциональный блок. Включает в себя операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка: осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализаций и мимики.

Ценностно-смысловой блок. Включает в себя отношение к ребенку как самостоятельной ценности. Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании потребности в материнстве. Ценностно-смысловой блок является прижизненным образованием и связан с общей структурой ценностно-смысловых ориентации личности матери. Ценностно-смысловой блок занимает особое место в материнской потребностно-мотивационной сфере. Эмоциональная ценность ребенка является условием формирования высокого уровня эмоционального благополучия ребенка.

Ценности и потребности представляют собой всегда соотнесенные друг с другом структурные и динамические аспекты личности, согласованием которых достигается ее интегрированность и стабильность. Именно ценности, образуя сложную концепцию в рамках личностной структуры, обеспечивают такое системное качество личности, как иерархичность, которая выражается в соподчинении различных ее уровней. Ценности в значительной степени определяют как структуру, так и направленность личности.

Целью данной работы является исследование материнской сферы женщины, прежде всего ее ценностно-смыслового блока и его влияния на структуру мотива-ционно-потребностной и операциональной сферы материнского отношения к младенцу. Изучалось также влияние структуры материнской сферы женщин на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.

Смысловую сферу матерей исследовали методами экспериментальной психосемантики.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантического пространства Ч. Осгуда (семантический дифференциал) и теории личностных конструктов Келли и включает использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта.

Построение семантического пространства (СП) включает в себя три взаимосвязанные исследовательские процедуры.

Первая процедура заключается в выделении семантических связей анализируемых объектов. В качестве методик используются:

1. Ассоциативный эксперимент, позволяющий измерять сходство между ассоциативно связанными ключевыми словами (стимулами ассоциативных реакций) путем измерения сходства распределений частот ассоциативных реакций.

2. Методики сортировки, где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации.

Результатом первого этапа психосемантического эксперимента является построение матрицы сходства объектов. Выделить структуры, лежащие в основе матрицы сходства, и тем самым сформировать структуру семантического пространства — задача второго этапа. Этот этап предполагает математическую обработку исходной матрицы с целью выделения факторных структур, которые лежат в ее основе.

Следующая процедура построения семантического пространства связана с интерпретацией выделенных структур. Интерпретация выделенных факторов осуществляется на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих шкалы и объекты, сгруппированные в данный фактор.

В исследовании принимали участие русскоязычные женщины с образованием не ниже среднего в возрасте от 18 лет до 41 года, имеющие детей старше одного есяца и не достигших на момент исследования одного года, наблюдающихся в детской поликлинике № 1 г. Краснодара. Дети не имели грубых пороков развития и выраженной перинатальной патологии. В эксперименте приняло участие 73 человека.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологическая теория учебной деятельности
Психология учения изучает широкий круг вопросов, охватывающих процесс приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека — его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека, так как он получает знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействи ...

Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на пе ...

Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...