Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы
Страница 4

Материалы » Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы

• Стратегия сотрудничества и конкуренции. Региональные стратегические альтернативы в развитии сибирской психологии, их непохожесть и разновекторность, могут обеспечить динамическую устойчивость в борьбе с неблагоприятными социально-экономическими условиями, в конкуренции и сотрудничестве с региональным внутрипрофессиональным окружением, в конкуренции и сотрудничестве со столичными центрами, в конкуренции и сотрудничестве с сообществами, избежать так называемого кризиса аналитичности как невозможности достигнуть позитивного стратегического результата в условиях, когда все используют одинаковую модель.

Сочетание нескольких стратегических направлений или акцент только на некоторых, темпы изменения количественных показателей, характеризующие развитие различных сфер региональной психологии, уникальность, масштабность и длительность опыта развития, тип самоидентификации региона и профессионального сообщества в нем позволили выделить 3 типа моделей развития сибирской психологии:

- трансформационную, отражающая создание благоприятной внешней среды через риски и прорывы, поиск собственного стиля, направление деятельности факультета психологии как одного из методологических и организационных центров преобразования социокультурной ситуации региона;

- адаптационную - традиционную, базирующаяся на использовании реально сложившихся условий, которым находятся в стадии определения идеологии, содержания и оптимальной структуры своей деятельности в соответствии с ролью в реализации социокультурных и социально-образовательных проектов развития региона;

- диффузную, с еще не до конца сложившимися образовательными структурами или несформировавшейся самоидентификацией.

По первой модели (с большой долей условности классификации) развивается в настоящее время томская и красноярская психология; по второй – новосибирская, иркутская, алтайская, читинская, бурятская, хакасская, якутская: по третьей – кемеровская, омская, тюменская психология. Т.е. география сибирской психологической мысли в первом приближении может быть представлена двумя центрами активности – Томским - с выстроенной корпоративной, образовательной и научной психологией, и Красноярским – с образовательной и инновационной. Остальные центры сибирской психологии находятся в зоне научной и методической интерференции от этих регионов, кроме, впрочем, самобытно развивающихся, экзотических хакасской и якутской. В целом в развитии сибирской психологии накоплены такие количественные изменения (масштабы работ, объемы ресурсов, арсеналы используемых средств), на основе которых уже созрела необходимость качественных изменений. В сибирской научной психологии создались объективные и субъективные предпосылки развития, поэтому в некоторых регионах состоялся переход от экстенсивных к интенсивным способам развития (Томск, Красноярск).

Таким образом, в исследовании прослежены некоторые отрезки пути развития и становления сибирской научной психологии. Учитывая, что прототипные работы по этой проблематике отсутствуют, главной организационной задачей исследования было селекция, структурирование материала с предварительной классификацией и типологизацией тенденций с позиций системного анализа. Хронологический подход как один из значимых подходов в анализе истории научного познания психического помог выстроить логику определенной реконструкции событий, адекватной их смене в исторически необратимом времени, и сделать вывод о тесной связи научных идей с конкретной социальной почвой, когда работа исследовательской мысли преломляется сквозь призму запросов данного времени, региона и конкретногоисследователя. Многое в проблеме развития сибирской психологии осталось неосвещенным, т.к. накопленных представлений об ее историческом пути пока недостаточно, чтобы воссоздать полную картину развития. Переосмысление предмета психологии в его движении к антропологизации, человеку, позволили системно подойти и к анализу истории развития научной психологии в Сибири, представляемой на первом витке рефлексии ее трансспективы, в основном, в динамике организационных форм. Но предварительный взгляд на историю развития и становления сибирской психологии показал, что сегодняшняя положительная динамика трансформации даже ее общих очертаний, проанализированных в данном исследовании, работает на перспективу целостности и уникальности.

В организационном аспекте необходимо отметить:

А) впервые была организована официальная встреча представителей основных психологических школ и направлений сибирского региона, на которой состоялось знакомство и обмен мнениями психологов по ключевым проблемам психологии;

Б) дан старт межрегиональным исследовательским проектам, в которые вовлечены ведущие психологи региона Сибири и созданы условия для интеграции академических и практических психологов;

В) новое значение для сибирского региона получил «Сибирский Психологический Журнал» как орган интеграции профессионального сообщества (конкурсная комиссия Сибирской образовательной ярмарки высоко оценила Журнал и отметила его Большой золотой медалью);

Страницы: 1 2 3 4 5


Стресс.
Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаютс ...

Первая позиция - вести за собой
Первая позиция - это позиция лидера, человека активного и неравнодушного. В общественных организациях немало людей, у которых эта позиция наиболее развита. Это люди энергичные, которыми движут высокие человеческие ценности, люди, умеющие отстаивать свои убеждения. Те, чья энергия способна "сдвинуть горы". Однако если первая ...

Психология общения
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение. Именно общение помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Невозможно найти свое место в жизни вне общения и без него. Через общение усваиваются нормы социального поведения. Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе ...