Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы
Страница 4

Материалы » Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы

• Стратегия сотрудничества и конкуренции. Региональные стратегические альтернативы в развитии сибирской психологии, их непохожесть и разновекторность, могут обеспечить динамическую устойчивость в борьбе с неблагоприятными социально-экономическими условиями, в конкуренции и сотрудничестве с региональным внутрипрофессиональным окружением, в конкуренции и сотрудничестве со столичными центрами, в конкуренции и сотрудничестве с сообществами, избежать так называемого кризиса аналитичности как невозможности достигнуть позитивного стратегического результата в условиях, когда все используют одинаковую модель.

Сочетание нескольких стратегических направлений или акцент только на некоторых, темпы изменения количественных показателей, характеризующие развитие различных сфер региональной психологии, уникальность, масштабность и длительность опыта развития, тип самоидентификации региона и профессионального сообщества в нем позволили выделить 3 типа моделей развития сибирской психологии:

- трансформационную, отражающая создание благоприятной внешней среды через риски и прорывы, поиск собственного стиля, направление деятельности факультета психологии как одного из методологических и организационных центров преобразования социокультурной ситуации региона;

- адаптационную - традиционную, базирующаяся на использовании реально сложившихся условий, которым находятся в стадии определения идеологии, содержания и оптимальной структуры своей деятельности в соответствии с ролью в реализации социокультурных и социально-образовательных проектов развития региона;

- диффузную, с еще не до конца сложившимися образовательными структурами или несформировавшейся самоидентификацией.

По первой модели (с большой долей условности классификации) развивается в настоящее время томская и красноярская психология; по второй – новосибирская, иркутская, алтайская, читинская, бурятская, хакасская, якутская: по третьей – кемеровская, омская, тюменская психология. Т.е. география сибирской психологической мысли в первом приближении может быть представлена двумя центрами активности – Томским - с выстроенной корпоративной, образовательной и научной психологией, и Красноярским – с образовательной и инновационной. Остальные центры сибирской психологии находятся в зоне научной и методической интерференции от этих регионов, кроме, впрочем, самобытно развивающихся, экзотических хакасской и якутской. В целом в развитии сибирской психологии накоплены такие количественные изменения (масштабы работ, объемы ресурсов, арсеналы используемых средств), на основе которых уже созрела необходимость качественных изменений. В сибирской научной психологии создались объективные и субъективные предпосылки развития, поэтому в некоторых регионах состоялся переход от экстенсивных к интенсивным способам развития (Томск, Красноярск).

Таким образом, в исследовании прослежены некоторые отрезки пути развития и становления сибирской научной психологии. Учитывая, что прототипные работы по этой проблематике отсутствуют, главной организационной задачей исследования было селекция, структурирование материала с предварительной классификацией и типологизацией тенденций с позиций системного анализа. Хронологический подход как один из значимых подходов в анализе истории научного познания психического помог выстроить логику определенной реконструкции событий, адекватной их смене в исторически необратимом времени, и сделать вывод о тесной связи научных идей с конкретной социальной почвой, когда работа исследовательской мысли преломляется сквозь призму запросов данного времени, региона и конкретногоисследователя. Многое в проблеме развития сибирской психологии осталось неосвещенным, т.к. накопленных представлений об ее историческом пути пока недостаточно, чтобы воссоздать полную картину развития. Переосмысление предмета психологии в его движении к антропологизации, человеку, позволили системно подойти и к анализу истории развития научной психологии в Сибири, представляемой на первом витке рефлексии ее трансспективы, в основном, в динамике организационных форм. Но предварительный взгляд на историю развития и становления сибирской психологии показал, что сегодняшняя положительная динамика трансформации даже ее общих очертаний, проанализированных в данном исследовании, работает на перспективу целостности и уникальности.

В организационном аспекте необходимо отметить:

А) впервые была организована официальная встреча представителей основных психологических школ и направлений сибирского региона, на которой состоялось знакомство и обмен мнениями психологов по ключевым проблемам психологии;

Б) дан старт межрегиональным исследовательским проектам, в которые вовлечены ведущие психологи региона Сибири и созданы условия для интеграции академических и практических психологов;

В) новое значение для сибирского региона получил «Сибирский Психологический Журнал» как орган интеграции профессионального сообщества (конкурсная комиссия Сибирской образовательной ярмарки высоко оценила Журнал и отметила его Большой золотой медалью);

Страницы: 1 2 3 4 5


Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями зрения
Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно вклю ...

Основная часть
Существуют два основных пути оценки интеллекта животных. Один из них состоит в том, чтобы оценивать поведение, а другой - в том, чтобы изучать мозг. В прошлом оба этих подхода основывались на том, что существует линейная последовательность в развитии от низших, неинтеллектуальных животных, отличающихся сравнительно простым мозгом, к выс ...

Фундаментальный постулат (fundamental postulate).
Деятельность человека, психологически канализируется в соответ­ствии с тем, как он предвосхищает события. Это фундаментальный постулат психологии личных конструктов. Она начинается с того, что помещает человека в центр происходящего. Но что Келли понимал под человеком? Он не предлагает какого-то собственного определения, для него челов ...