Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы
Страница 1

Материалы » Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы

1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы

2. АКТУАЛЬНОСТЬ: Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в Сибири позволил вскрыть внутренние тенденции развития психологической науки, предвосхитить ее будущие перспективы и тем самым внести существенный вклад в построение теории отечественной психологии, повышение качества психологической помощи и в расширение спектра психологических услуг, оказываемых населению региона. Историко-системный анализ способствует дальнейшему становлению научных психологических знаний на основе развития психологических школ региона Сибири и их взаимодействия с основными научными школами России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Ростов и др.), что в целом способствует формированию единого психологического регионального сообщества.

3. СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: Выполненная работа способствовала:

• организации академических и практических психологов в единое профессиональное сообщество региона Сибири;

• внедрению в практику социально-психологического и клинико-психологического обслуживания населения региона Сибири моделей, разработанных на основе теоретических концепций;

• активизации научного поиска психологов на решение актуальных задач сибирского региона;

• представлена основная социально-психологическая проблематика различных групп населения сибирского региона;

• повышению мотивации властных структур на создание центров психологической помощи различным группам населения.

Научная значимость заключается:

• в систематизации и углубленном анализе истории становления и современного состояния научной и практической психологии в Сибири;

• продемонстрирована возможность использования транспективного анализа как методологически оправданного средства познания, адекватного постнеклассическому мышлению, где решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми научное сообщество соотносит познаваемую и понимаемую реальность;

• в описании основных научных психологических школ и направлений психологов региона Сибири, а также тенденций и перспектив их развития;

• в обозначении логики развития научной психологии в Сибири в качестве неотъемлемой составляющей отечественной психологии;

• в появлении целого ряда оригинальных концепций и теорий: теория психологических систем, транскоммуникативный подход, общая теория фиксированных форм поведения, концепция индивидуально-типологических различий как детерминант вариантов нормативного развития, концепция этнопсихологии совладающего поведения, концепция персонального мифа, гетеростазическая концепция психологического стресса, концепция самореализации с позиций системного подхода.

Практическая значимость:

• разработаны и внедрены формы координации психологического сообщества региона Сибири через работу Сибирского Психологического форума (с периодичностью 1 раз в два года в различных сибирских психологических центрах), проведение Ярмарок инициатив в практике психологического сопровождения, деятельность диссертационных советов, систему научно-исследовательской подготовки соискателей, проведение постоянно действующего открытого методологического семинара, межрегиональную лабораторию по этнопсихологии развития и становления личности, работу Сибирского центра толерантности и социальной безопасности, редакционной деятельности «Сибирского Психологического Журнала», постоянно действующие Школы молодых ученых, повышение мобильности преподавателей и студентов психологических факультетов региона Сибири;

• внедряется система спутниковой Интернет-технологии преподавания психологических дисциплин и проведения Интернет-форумов регионе Сибири, функционирует психологическая Интернет-лаборатория;

• разработка разделов лекционных и факультативных курсов по истории психологии Сибири, методологическим основам психологии, практической психологии, этнопсихологии;

• подготовлено методическое пособие «История психологии в Сибири» для студентов психологических и педагогических специальностей и эскизный проект монографии «История психологии Сибири» для аспирантов, докторантов и соискателей психологических специальностей;

• сформирован банк данных о моделях психологического сопровождения в практике социального обслуживания населения: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в профилактике злоупотребления психоактивными веществами, модель профилактики интолерантного поведения в образовательной среде, модели психологического сопровождения в ситуации изменения образа жизни (общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования, вуз, миграционная служба, пенитенциарные учреждения, реабилитационные центры для участников локальных конфликтов и для детей с особенностями развития, антикризисные центры) и программах психологической коррекции и реабилитации в клинической практике.

Страницы: 1 2 3 4 5


К вопросу о фрустрации у спортсменов
Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: "фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решени ...

Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
Реактивные состояния у детей и подростков с астенической формой умственной отсталости. Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний ...

Инновации в отечественной психологии
Подходя к этому вопросу с позиций коммуникативного подхода, мы понимаем, что основным средством и необходимым условием объединения людей в сообщество является коммуникация, которая представляет собой универсальный интегрирующий процесс, где каждая коммуникативная ситуация "порождает любой психосемантический процесс, как в межличнос ...