В чем заключается дружба подростков
Страница 3

Материалы » В чем заключается дружба подростков

Как же формируется потребность и способность к дружбе в процессе развития ребенка? Хотя этот вопрос имеет важное практически-педагогическое значение, изучение общения и дружбы маленьких детей очень долго недооценивалось психологами.

Психоаналитическая теория мало интересовалось общением ребенка со сверстниками, потому что ее внимание было приковано к взаимоотношениям ребенка с матерью.

Между тем коммуникативные навыки и соответствующие свойства личности ребенка формируются в общении не только с родителями и другими взрослыми, но и со сверстниками.

Чем яснее мы осознаем, что ребенок не пассивный объект нашего воздействия, а активный субъект развития, тем важнее представляется общение ребенка со сверстниками, в ходе которого формируется эмоциональная восприимчивость. Интерес к психологии детского общения, включая дружбу, в последние годы растет.

Генезис дружеских привязанностей ребенка имеет ряд относительно автономных параметров.

Во-первых, поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, формы общения и т. д.

Во-вторых, когнитивные аспекты дружбы: представления о дружбе, характерные для данного возраста; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития и т. п.

В-третьих, эмоциональные аспекты дружбы: характерная для данного возраста тональность дружеских отношений; уровень развития эмпатии и т.д.В-четвертых, коммуникативные аспекты дружбы: уровень межличностной компетенции индивида; умение завязывать знакомство, переходить от низших уровней общения к высшим и т. д.

В-пятых, ценностно-нормативные аспекты дружбы, связанные с развитием самосознания: тип личностных потребностей, удовлетворяемых дружбой.

В современной психологии детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях.

В возрасте с шести-двенадцати лет дружбу понимают как взаимовыгодную кооперацию: дети осознают необходимость взаимопомощи, но придают собственным интересам большее значение, чем принципу взаимности. Далее девять-пятнадцать лет на авансцену выходит потребность совместно переживать, делиться сокровенным; ребенок начинает смотреть на свои дружеские отношения с точки зрения третьего лица, понимая их как сотрудничество ради общих интересов и одновременно – как исключительное, всеобъемлющее отношение. Наконец, в подростковом возрасте старше двенадцати лет дружбу понимают как автономную взаимозависимость: подросток сознает, что не может удовлетворять в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы; поэтому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

Раздав анонимные анкеты в 4-11 классах, я получила такие результаты. На вопрос: « существует ли дружба между мальчиком и девочкой?» учащиеся 4-11 классов ответили 99% положительно, а лишь 1% учащихся выбрали отрицательный ответ. На вопрос: « дружба это главное?» 55% опрошенных ответили положительно, а 44.9% считают, что не во всех ситуациях дружба является главной. 50%считают «подлинную дружбу редкой» иногда, а 49% считают подлинную дружбу редкой, но всего лишь 1% не считают подлинную дружбу редкой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Политическое сознание и политический менталитет, их характеристики и соотношение
Действие любой политической системы зависит от ее способности психологически воздействовать на индивида, побуждая его к поступкам, которые соответствуют целям системы. За исключением применения прямого насилия, когда гражданину уже не до рассуждений, все остальные меры из арсенала политического воздействия предполагают наличие у человек ...

Понятие видов внутриличностных конфликтов.
«Внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфл ...

Является ли воспитание целенаправленным компонентом формирования личности?
Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником". Достижения современной науки, в том числе труды отечественных психологов, педагогов, физиологов и генетиков свидетельствуют о том, что только в социальн ...