Взаимосвязь выученной беспомощности с типом мотивации учебной деятельности

Материалы » Разработка стратегии исследования совместной деятельности ребенка и взрослого » Взаимосвязь выученной беспомощности с типом мотивации учебной деятельности

В последнее время феномен выученной беспомощности все чаще становится предметом психологических исследований. Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему его человеку настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение, и каждый результат переживается как неподконтрольный. Для объяснения феномена беспомощности было предложено несколько моделей: С. Майера и М. Селигмана (1964); Л. Абрамсона, М Селигмана и Дж. Тисдейла (1978); Б. Вейнера (1974); Х. Хекхаузена (1986). В отечественной психологии интерес, с нашей точки зрения, представляет многомерная модель беспомощности, предложенная Н.А. Батуриным.

Выученная беспомощность - это психологическое состояние, которое связано с мотивацией деятельности: мы предполагаем, что приобретенная выученная беспомощность связана с внешней учебной мотивацией. Т.е. люди с внешней учебной мотивацией, сталкиваясь с временными непреодолимыми трудностями, испытывают чувство беспомощности и снижают активность. Люди с внутренней мотивацией более устойчивы к временным непреодолимым трудностям, к переходу в беспомощное состояние, при столкновении с трудностями они не снижают уровень активности.

С другой стороны, приобретенная выученная беспомощность оказывает влияние на мотивацию человека, так, сформированная выученная беспомощность ведет за собой падение уровня внутренней мотивации и повышение уровня внешней мотивации деятельности (А.Н. Батурин). Таким образом, можно предположить, что приобретенная выученная беспомощность способна не только снизить мотивацию человека, снизить уровень его активности, но и под ее воздействием может смениться направленность мотивации - мотивация внутренняя может стать внешней.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи выученной беспомощности и типа мотивации было проведено пилотажное исследование, в котором принимали участие 32 студента высших учебных заведений, различных специальностей, различных форм обучения. Для выявления выученной беспомощности мы использовали интервью и проективную методику "Завершение предложений". Так же мы разработали "Исследование с интеллектуальными задачами". Данное исследование позволяет изучить влияние временных трудностей и неуспеха на эффективность интеллектуальной деятельности. В ходе данного исследования на первом этапе перед нами стояла задача - сформировать для испытуемого ситуацию неуспеха и временных трудностей, т.е. индуцировать беспомощность. Для этого использовались задания повышенной сложности, которые трудно выполнить за то время, которое отведено для выполнения задания, кроме того, баллы за каждое задание заранее были предопределены - испытуемый не мог повлиять на результат. Общее количество баллов, которое набирает испытуемый, является низким - это символизирует неуспех испытуемого при выполнении задания. На втором этапе мы оценивали активность испытуемого в ходе решения новой задачи. По результатам проведенного исследования каждый из испытуемых был отнесен в подгруппу: первая подгруппа - испытуемые с приобретенной выученной беспомощностью, вторая подгруппа - испытуемые у которых отсутствует выученная беспомощность на личностном уровне.

Статистическая проверка взаимосвязи между выученной беспомощностью и типом мотивации осуществлялась с помощью "фи-коэффициента сопряженности" (Пирсона): r=0.82 (р < 0,001).

Данное значение коэффициента корреляции свидетельствует о том, что между выученной беспомощностью и типом мотивации наблюдается статистически значимая связь. Испытуемым, у которых сформирована выученная беспомощность, свойственна внешняя мотивация. Испытуемым, у которых не сформирована выученная беспомощность в процессе обучения, свойственна внутренняя мотивация. Т.е. результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что выученная беспомощность связана с внешней мотивацией обучения.

Так, было обнаружено, что испытуемые с внутренней мотивацией, решая задание, предлагают большее количество решений, как правильных, так и ошибочных и выдвигают больше целей, по сравнению с испытуемыми с внешней мотивацией. Испытуемые с внутренней мотивацией, несмотря на столкновение с временными трудностями, неудачей, продолжают проявлять активность в выполнении нового задания, в то время как люди с внешней мотивацией, сталкиваясь с неудачей, снижают уровень активности при выполнении нового задания.


Непроизвольные реакции
Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приёмами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под общим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»). Стандартное прочтение этих реакций таково: - покраснение ...

Тест тревожности.
Автор: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Апробация: Цель: выявление ситуативной тревоги ребёнка. Стимульный материал: комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребёнка не прорисовано художником. Описание методики: Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком. Существует ряд с ...

Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
Данный анализ профессиональной деятельности юриста, позволяет значительно глубже и шире дополнить его как профессионограмму (описание объективных характеристик деятельности и индивидуальных особенностей человека), так и психограмму (профессионально значимые свойства) и в итоге создать надёжную систему оценки и отбора кандидатов для пра ...