Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики
Страница 4

Материалы » Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики

который позволяет оценить отдельные качества личности, дать прогноз ее поведения.

Однако лучшие методы измерения бессмысленны, если они ведут к более точным оценкам только банальных характеристик индивидуальности политиков. Многие ученые стремятся выйти за рамки описания и попытаться прогнозировать политическое поведение. Поэтому далеко не любая типология или метод измерения годны к применению. Оценки индивидуальности лидера полезны, главным образом, когда они могут быть привязаны к его деятельности.

Чрезвычайно эффективно использование в политической психологии метода отдельных случаев (case

studies

). Например, Орум и соавторы (1991) определили case study как глубокое, многомерное исследование отдельного социального явления, использующее качественные методы исследования. Лейпхарт (1971, 1975) видел case study как отдельный случай, который тесно связан со сравнительным методом, который он противопоставляет экспериментальным и статистическим методам. Мы определяем case study как метод получения «случая» или набора «случаев» через эмпирическую проверку реальных мировых событий в контексте их реального существования, без непосредственного управления, как самим явлением, так и его контекстом.

В арсенале исследовательских процедур политической психологии постоянное место занимает и метод эксперимента.

Чаще проводится лабораторный, но используется и естественный эксперимент. Так, в результате экспериментальной проверки получили подтверждения важные теоретические положения о закономерностях поведения человека в политике.

Изучение образов

в процессе политического восприятия является важной задачей и в развитии теории политической психологии, и прикладных исследованиях, востребованных политической практикой.

Основу количественной части

исследования составил опрос, который включал в себя две анкеты. Анкета 1 представляла собой оригинальный авторский опросник, специально созданный для данного исследования. Его главной целью было собрать информацию о личных представлениях граждан о политической системе, лидерах, демократии, их политической идентификации, уровне авторитарности и других важнейших вопросах данного исследования.

Анкета 2 представляла собой стандартизированный тест на фокус-контроль Джулиана Роттера. Данные, полученные в результате тестирования (в частности, показатели общей интервальности, интервальности достижения и интервальности неудач), обрабатывались параллельно с данными по анкете 1, полученными по каждому респонденту, что позволило установить наличие корреляций между уровнем интервальности и другими вопросами исследования. Выборка на разных этапах исследования была случайной.

В опроснике наряду с закрытыми вопросами, предполагающими готовые варианты ответа, были широко использованы открытые вопросы, позволяющие получить более богатую и непредвзятую информацию о политических предпочтениях респондентов. Ответы на открытые вопросы обрабатывались методом шкалирования.

Качественная часть

исследования включала в себя проведение глубинного интервью, рисуночного теста и историко-антропологического анализа интервью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Занятие 2. Коррекция страхов
Упражнение №1 Прогноз погоды. Детям предлагают обратить внимание на их внутреннее состояние и нарисовать, какая погода сейчас у них в душе. После рисования детям предлагается обсудить, почему у них такая погода. Если у детей плохая погода, то пытаются дорисовать рисунок, так чтобы состояние ребенка изменилось. Упражнение №2 Один из о ...

Методические особенности преподавания юридической психологии. Система вопросов, заданий и задач для практических занятий по юридической психологии
Преподавание юридической психологии имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приёмы и методы, то уже сегодня можно выделить её некоторые методические особенности. Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юри ...

Учение о рефлексе
В 1853 г немецкий физиолог Э. Пфлюгер (1829 – 1910) экспериментально доказал, несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Он обезглавил лягушку. Казалось, оставшийся фрагмент целостного организма должен вести себя как простой рефлекторный автомат. Однако реакции обезглавленной лягушки не соответствовали предположениям Холла. Она пр ...