Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики
Страница 4

Материалы » Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики

который позволяет оценить отдельные качества личности, дать прогноз ее поведения.

Однако лучшие методы измерения бессмысленны, если они ведут к более точным оценкам только банальных характеристик индивидуальности политиков. Многие ученые стремятся выйти за рамки описания и попытаться прогнозировать политическое поведение. Поэтому далеко не любая типология или метод измерения годны к применению. Оценки индивидуальности лидера полезны, главным образом, когда они могут быть привязаны к его деятельности.

Чрезвычайно эффективно использование в политической психологии метода отдельных случаев (case

studies

). Например, Орум и соавторы (1991) определили case study как глубокое, многомерное исследование отдельного социального явления, использующее качественные методы исследования. Лейпхарт (1971, 1975) видел case study как отдельный случай, который тесно связан со сравнительным методом, который он противопоставляет экспериментальным и статистическим методам. Мы определяем case study как метод получения «случая» или набора «случаев» через эмпирическую проверку реальных мировых событий в контексте их реального существования, без непосредственного управления, как самим явлением, так и его контекстом.

В арсенале исследовательских процедур политической психологии постоянное место занимает и метод эксперимента.

Чаще проводится лабораторный, но используется и естественный эксперимент. Так, в результате экспериментальной проверки получили подтверждения важные теоретические положения о закономерностях поведения человека в политике.

Изучение образов

в процессе политического восприятия является важной задачей и в развитии теории политической психологии, и прикладных исследованиях, востребованных политической практикой.

Основу количественной части

исследования составил опрос, который включал в себя две анкеты. Анкета 1 представляла собой оригинальный авторский опросник, специально созданный для данного исследования. Его главной целью было собрать информацию о личных представлениях граждан о политической системе, лидерах, демократии, их политической идентификации, уровне авторитарности и других важнейших вопросах данного исследования.

Анкета 2 представляла собой стандартизированный тест на фокус-контроль Джулиана Роттера. Данные, полученные в результате тестирования (в частности, показатели общей интервальности, интервальности достижения и интервальности неудач), обрабатывались параллельно с данными по анкете 1, полученными по каждому респонденту, что позволило установить наличие корреляций между уровнем интервальности и другими вопросами исследования. Выборка на разных этапах исследования была случайной.

В опроснике наряду с закрытыми вопросами, предполагающими готовые варианты ответа, были широко использованы открытые вопросы, позволяющие получить более богатую и непредвзятую информацию о политических предпочтениях респондентов. Ответы на открытые вопросы обрабатывались методом шкалирования.

Качественная часть

исследования включала в себя проведение глубинного интервью, рисуночного теста и историко-антропологического анализа интервью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Воображение и мышление
Воображение – это процесс создания и функционирования новых образов на основе материалов прошлых восприятий. Строительным материалом для воображения выступают представления. От качества представлений человека зависят его творческие возможности. Сам процесс воображения заключается в реконструкции представлений путем оттенения и усугубле ...

Различение ситуативной и личностной тревожности
С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и « ...

Возникновение идеи решения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера.
М. Вертгеймер исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых. Он также обнаружил инсайт и пришел к выводу, что тот связан с моментом переструктурирования ситуации. В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса: 1. Возникновение темы. На этом этапе по ...