Правовая и психологическая оценка высказыванийСтраница 1
Несмотря на то, что в российском праве уже более десяти лет действует институт компенсации морального вреда, до сих пор судебная практика и юридическая доктрина не выработали приемлемых критериев его оценки, то есть степени причиненных нравственных и физических страданий потерпевшему (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации). Особые трудности вызывает задача определения силы нравственных страданий при нанесении человеку морального вреда путем умаления его чести и достоинства высказываниями, не имеющими характер оскорбления, понимаемого в смысле статьи 130 Уголовного кодекса Российской Федерации. В указанной статье под оскорблением следует иметь в виду «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Под неприличной формой высказывания понимается употребление арго и выражений, близких к нему.
Как отмечается в комментарии к статье 130 УК РФ, данном Г.М. Миньковским, «неприличная форма предполагает использование нецензурных выражений, вульгарных эпитетов, непристойных жестов» и т.п. В то же время, как разъясняет Г.М. Миньковский, «указание на неприличную форму оскорбления как один из обязательных элементов состава означает, что уничижительная оценка личности и поведения (безотносительно к ее обоснованности или необоснованности), высказанная в форме, не противоречащей явно правилам поведения в обществе и приличиям, не может быть квалифицирована как оскорбление. Имеются в виду, например, утверждения в адрес какого-либо человека, что он скупец, трус, подхалим и т.п. В этих случаях обиженный может прибегнуть к иску о защите чести и достоинства».
Способов унизить человека, не прибегая к неприличной форме высказывания, довольно много. Вместе с тем надо различать действия, унижающие достоинство человека, по их последствиям, то есть по силе причиняемого морального вреда, чтобы не перегружать судебные заседания анализом малозначительных юридических фактов, и более адекватно определять размер и форму компенсации нравственных и физических страданий.
Как же определить, насколько сильно выводит из душевного равновесия конкретное высказывание конкретного человека. Задача это довольно непростая и, к сожалению, малоисследованная. Можно указать только две серьезные работы, в которых делается попытка ее разрешения. Это работа Т. Ван Дейка «Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевых актов» и коллективная монография «Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации».
В работе Т. Ван Дейка показывается, что сила воздействия высказывания на эмоциональную сферу человека зависит от ряда факторов, в частности, от паралингвистических компонентов речи, таких, как ее темп, ударение, интонация, высота тона и т.д., а также жестов, мимики, движения тела как сопутствующих речевому высказыванию. Важными факторами, по Т. Ван Дейку, являются также наблюдение – восприятие коммуникативной ситуации (присутствие и свойства находящихся в поле зрения объектов, людей и т.д.), хранящиеся в памяти знания-мнения о говорящем и его свойствах, знания-мнения относительно характера происходящего взаимодействия и о структуре предшествующих коммуникативных ситуаций, знания общего характера, прежде всего конвенциональные, о правилах, главным образом, прагматических, и знания, имеющие общий характер знаний о мире, или фреймы.
В указанной работе представляется важным положение о концептуальных фреймах. Их роль в общении, заключается в том, что они определенным образом организуют наше поведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других людей, то есть конвенциональные фреймы имеют относительно постоянный смысл для субъектов общения, независимо от контекста. Другими словами, есть какая-то смысловая константа, которая присутствует в словесной форме высказывания, и слово независимо от контекста имеет самостоятельное значение и довольно однозначно интерпретируется человеком. Таким образом, прежде чем рассматривать высказывание в рамках контекста, должен быть анализ содержания конкретных словесных форм с точки зрения наличия в них концептуальных фреймов.
Своеобразным доказательством приоритета словесных констант в восприятии ситуации является эффект от представления японского театра «Но». В театре «Но» актеры выступают в масках, которые не меняются на протяжении спектакля, но несмотря на это впечатления от действий и реплик актеров создают эффект изменения мимики героев, хотя маска неподвижна. Зрители «как бы видят», что герой «хмурится», «впадает в задумчивость». Роль женщин в этом театре исполняют мужчины. При этом они не надевают масок и выступают в обычном мужском костюме, но тем не менее зрители воспринимают актеров как соответствующих женских персонажей. Существенные контекстные элементы (мимика, одежда, пол актера) в данном случае дают неверную подсказку, но зритель ориентируется на речевое высказывание, подкрепленное незначительным действием, что является настолько значимым, что даже создает иллюзию восприятия масок как естественной мимики, в мужчине-актере видятся женские образы и т.д.
Основы общения
В результате исследований Бураковой М.В. определены портреты субъектов с различной гендерной идентичностью. Характерными особенностями субъекта с маскулинной гендерной идентичностью являются: направленность на достижение социального успеха, на решение задачи, на удовлетворение собственных потребностей и игнорирование потребностей партне ...
Классификация картинок
I класс - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.
Картинки: нога, рука, муха.
II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.
Картинки: волосы, корова, машина.
III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога.
Картинки: кот, нос, дом.
IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого сл ...
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. З ...