Правовая и психологическая оценка высказываний
Страница 1

Несмотря на то, что в российском праве уже более десяти лет действует институт компенсации морального вреда, до сих пор судебная практика и юридическая доктрина не выработали приемлемых критериев его оценки, то есть степени причиненных нравственных и физических страданий потерпевшему (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации). Особые трудности вызывает задача определения силы нравственных страданий при нанесении человеку морального вреда путем умаления его чести и достоинства высказываниями, не имеющими характер оскорбления, понимаемого в смысле статьи 130 Уголовного кодекса Российской Федерации. В указанной статье под оскорблением следует иметь в виду «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Под неприличной формой высказывания понимается употребление арго и выражений, близких к нему.

Как отмечается в комментарии к статье 130 УК РФ, данном Г.М. Миньковским, «неприличная форма предполагает использование нецензурных выражений, вульгарных эпитетов, непристойных жестов» и т.п. В то же время, как разъясняет Г.М. Миньковский, «указание на неприличную форму оскорбления как один из обязательных элементов состава означает, что уничижительная оценка личности и поведения (безотносительно к ее обоснованности или необоснованности), высказанная в форме, не противоречащей явно правилам поведения в обществе и приличиям, не может быть квалифицирована как оскорбление. Имеются в виду, например, утверждения в адрес какого-либо человека, что он скупец, трус, подхалим и т.п. В этих случаях обиженный может прибегнуть к иску о защите чести и достоинства».

Способов унизить человека, не прибегая к неприличной форме высказывания, довольно много. Вместе с тем надо различать действия, унижающие достоинство человека, по их последствиям, то есть по силе причиняемого морального вреда, чтобы не перегружать судебные заседания анализом малозначительных юридических фактов, и более адекватно определять размер и форму компенсации нравственных и физических страданий.

Как же определить, насколько сильно выводит из душевного равновесия конкретное высказывание конкретного человека. Задача это довольно непростая и, к сожалению, малоисследованная. Можно указать только две серьезные работы, в которых делается попытка ее разрешения. Это работа Т. Ван Дейка «Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевых актов» и коллективная монография «Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации».

В работе Т. Ван Дейка показывается, что сила воздействия высказывания на эмоциональную сферу человека зависит от ряда факторов, в частности, от паралингвистических компонентов речи, таких, как ее темп, ударение, интонация, высота тона и т.д., а также жестов, мимики, движения тела как сопутствующих речевому высказыванию. Важными факторами, по Т. Ван Дейку, являются также наблюдение – восприятие коммуникативной ситуации (присутствие и свойства находящихся в поле зрения объектов, людей и т.д.), хранящиеся в памяти знания-мнения о говорящем и его свойствах, знания-мнения относительно характера происходящего взаимодействия и о структуре предшествующих коммуникативных ситуаций, знания общего характера, прежде всего конвенциональные, о правилах, главным образом, прагматических, и знания, имеющие общий характер знаний о мире, или фреймы.

В указанной работе представляется важным положение о концептуальных фреймах. Их роль в общении, заключается в том, что они определенным образом организуют наше поведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других людей, то есть конвенциональные фреймы имеют относительно постоянный смысл для субъектов общения, независимо от контекста. Другими словами, есть какая-то смысловая константа, которая присутствует в словесной форме высказывания, и слово независимо от контекста имеет самостоятельное значение и довольно однозначно интерпретируется человеком. Таким образом, прежде чем рассматривать высказывание в рамках контекста, должен быть анализ содержания конкретных словесных форм с точки зрения наличия в них концептуальных фреймов.

Своеобразным доказательством приоритета словесных констант в восприятии ситуации является эффект от представления японского театра «Но». В театре «Но» актеры выступают в масках, которые не меняются на протяжении спектакля, но несмотря на это впечатления от действий и реплик актеров создают эффект изменения мимики героев, хотя маска неподвижна. Зрители «как бы видят», что герой «хмурится», «впадает в задумчивость». Роль женщин в этом театре исполняют мужчины. При этом они не надевают масок и выступают в обычном мужском костюме, но тем не менее зрители воспринимают актеров как соответствующих женских персонажей. Существенные контекстные элементы (мимика, одежда, пол актера) в данном случае дают неверную подсказку, но зритель ориентируется на речевое высказывание, подкрепленное незначительным действием, что является настолько значимым, что даже создает иллюзию восприятия масок как естественной мимики, в мужчине-актере видятся женские образы и т.д.

Страницы: 1 2


Антропология и виртуальная реальность
Вопрос о виртуальной реальности имеет глубокие исторические корни. Сама концепция виртуальной реальности появилась из древней человеческой мечты об освобождении от телесной оболочки, избавлении от границ материального тела. Виртуальная реальность может однажды сделать возможными нереальные мечты, включая: опыт увеличения наших физически ...

Психоаналитическая.
Некоторые психологи вслед за Фрейдом считают, что первая и самая яркая наша любовь происходит в раннем детстве - к родителю противоположного пола. И потом женщины всю жизнь ищут в другом мужчине своего отца (а сильный пол, соответственно мать). Если вы встретили человека, похожего на вашего папу внешне или хотя бы в каких-то деталях - т ...

Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но делать это он должен в приватном порядке. Практикант может принять к сведению то, что он узнал на суперв ...