Методические особенности преподавания юридической психологии. Система
вопросов, заданий и задач для практических занятий по юридической психологииСтраница 1
Преподавание юридической психологии имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приёмы и методы, то уже сегодня можно выделить её некоторые методические особенности.
Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Она также преподаётся в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам учёные-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует её гуманизации.[3;3]
Курс юридической психологии преподаётся также в некоторых гуманитарных вузах, не входящих в систему государственного образования: студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса. Причём здесь её изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологической науки. Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета.
Таким образом, если при изучении юридической психологии главным для студента-юриста является получение знаний о психологии людей, его потенциальных клиентов, то для студента-психолога главное – это познание психологического содержания деятельности юриста.
С учётом этого составлены основные ориентирующие проблемные вопросы и учебные задачи.
Решая учебные задачи, студент-психолог будет мысленно видеть себя на месте следователя, судьи, подсудимого, свидетеля, инспектора угрозыска, адвоката, прокурора и т.д. Разбираясь в различных правовых ситуациях и поведении участников действий в этих ситуациях, психолог ищет ответы на возникающие проблемы с точки зрения законов психологии.
Главное для психолога, выступающего в роли консультанта или эксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельности людей, подвергающихся правовому разбирательству, - это знание психологической структуры деятельности юриста, выполняющего разные профессиональные функции. Зная деятельность и опираясь на принцип деятельностного подхода, он всегда сможет квалифицированно решать такого рода задачи.
Ситуационные задачи и вопросы:
1. В психологическую структуру любой деятельности, как известно, включаются мотивы, цели, средства, результат. Проанализируйте с этой точки зрения наиболее распространённые виды правоприменительной деятельности: следователя; милицейского патруля; прокурора как обвинителя в суде; судьи; адвоката, а также других представителей правоохранительных органов.
2. Потерпевшая не могла описать место нападения на неё грабителей, не помнила ничего. Кроме того, что это было в одном из переулков на улице Тверская (Москва). Следователь повёз её на место нападения, т.е. на переулки Тверской улицы, которые решил показать потерпевшей (вдруг узнает?). Действительно один из переулков она сразу узнала по арке и мусорному контейнеру под ней. Почему она не могла описать эти детали до этого, ещё в кабинете следователя? На что надеялся следователь, решив повезти её в переулки Тверской улицы?
Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально неприятные. Критическое отношение к ним побуждает больного бороться с ними.
В основе происхождения эт ...
Связь способности к обману и распознаванию обмана с социальным интеллектом,
мотивационным профилем
Планомерное научное осмысление обмана, как неотъемлемого атрибута человеческой жизни, началось лишь в ХХ веке, и за этот период накопился большой объем теоретического и практического материала. Несмотря на это, феномен обмана остается одним из самых сложных и запутанных в психологической науке. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых ...
Естественнонаучная парадигма в науке
Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами ...

