Теория игр и деятельности Э. Берна
Страница 1

В книге известного американского психотерапевта Эрика Берна "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений", автора теории трансактного анализа, анализируются взаимоотношения между людьми. Процедуры и ритуалы, развлечения и игры - три кита, выделенные ученым как выражение основы-черепахи - человеческих отношений.

Систематизация Э. Берном сути данного явления заключается, во-первых, в выявлении теоретических предпосылок теории игр - структурный анализ как схематическое наделение индивидуума ограниченным количеством психологических реальностей, или состояний Я: Родителя, Взрослого, и Ребенка; трансакционный анализ: общение сводится к процессу своевременного обмена между трансакционными стимулом и реакцией, во-вторых, вводится само понятие игры – определение, функции, классификация, в-третьих, выстроена схема анализа игры в терминах выбранного подхода (тезис, антитезис, цель, роли, ходы, вознаграждение) и, в-четвертых, проанализировано некоторое количество игр.

Степень свободы внутри выбранных игр классификации велика, так как учитывает лишь основные черты их проявления. Отсутствие единого векторного начала по построению обоюдно востребованного общения требует критической оценки некоторых из положений теории игр изнутри подхода. Приведем некоторые из них:

1. Первое из замечаний касается понятия "простого развлечения" или времяпровождения. Простое развлечение (времяпровождение) - "серия простых, полуритуальных дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени ". Развлечение имеет также функцию бессознательного отбора партнеров для будущих игр: "В процессе времяпровождения Ребенок в каждом участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности…выберет себе нескольких человек, с которыми ему захочется познакомиться поближе, независимо от того, насколько интересными или привлекательными они были в течение вечера". Структурирование времени на уровне развлечения не предполагает получения новой информации для участников трансакции, тогда на основе чего Ребенок может узнавать, кто из присутствующих лучше ему подходит для игр?

2. Второе замечание касается центрального понятия Э.Берна – понятия "игра". Игра - это "серия следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. …Игры отличаются от процедур, ритуалов и развлечений двумя важнейшими характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша". Воспитание детей, по Берну, "В большинстве случаев сводится к тому, в какие игры они должны играть.". Непроясненным остается вопрос об онтогенезе игр: как появляются новые игры, как появились те игры, в которые сейчас играют люди. "Относящиеся к играм вопросы обсуждаются в течение тысяч лет, но в общем и несистематизированном виде" - признается Берн.

3. Третье замечание связано с понятием истинной близости как "совершенной формы человеческих взаимоотношений". Э.Берн говорит о том, что в современном обществе близость является психологически неприемлемой для людей. Он называет игры и развлечения (времяпровождения) суррогатом близости: подобное ритуальное или почти ритуальное общение является следствием действия социальной программы – "соблюдением того, что в данном обществе принято называть "хорошими манерами". Дальнейшее развитие отношений предполагает переход от совместных развлечений (времяпровождений) к играм и к близости, но как достигается близость из текста не ясно. В связи со всем вышесказанным возникает вопрос о возможности и правомерности подобных переходов.

Страницы: 1 2


Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но делать это он должен в приватном порядке. Практикант может принять к сведению то, что он узнал на суперв ...

Основные подходы рассмотрения аффектов практиканта на супервизиях. Подход, в центре которого помещается пациент
С точки зрения обучения подход, акцентирующий роль пациента, должен помочь практиканту взглянуть на мир с субъективной точки зрения пациента. Например, супервизор мог бы вместе с практикантом приступить к рассмотрению подробного описания пациента, чтобы помочь терапевту составить представление о субъективном восприятии пациентом самого ...

Виктор Франкл о смысле жизни
С 1942 по 1945 г.г. В. Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его брат, родители и жена. Под воздействием пребывания в этих лагерях выкристаллизовались его мысли о смысле жизни и страдания, и это в какой-то мере предопределило его решение заняться распространением своих убеждений, которые ...