Теория игр и деятельности Э. Берна
Страница 1

В книге известного американского психотерапевта Эрика Берна "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений", автора теории трансактного анализа, анализируются взаимоотношения между людьми. Процедуры и ритуалы, развлечения и игры - три кита, выделенные ученым как выражение основы-черепахи - человеческих отношений.

Систематизация Э. Берном сути данного явления заключается, во-первых, в выявлении теоретических предпосылок теории игр - структурный анализ как схематическое наделение индивидуума ограниченным количеством психологических реальностей, или состояний Я: Родителя, Взрослого, и Ребенка; трансакционный анализ: общение сводится к процессу своевременного обмена между трансакционными стимулом и реакцией, во-вторых, вводится само понятие игры – определение, функции, классификация, в-третьих, выстроена схема анализа игры в терминах выбранного подхода (тезис, антитезис, цель, роли, ходы, вознаграждение) и, в-четвертых, проанализировано некоторое количество игр.

Степень свободы внутри выбранных игр классификации велика, так как учитывает лишь основные черты их проявления. Отсутствие единого векторного начала по построению обоюдно востребованного общения требует критической оценки некоторых из положений теории игр изнутри подхода. Приведем некоторые из них:

1. Первое из замечаний касается понятия "простого развлечения" или времяпровождения. Простое развлечение (времяпровождение) - "серия простых, полуритуальных дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени ". Развлечение имеет также функцию бессознательного отбора партнеров для будущих игр: "В процессе времяпровождения Ребенок в каждом участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности…выберет себе нескольких человек, с которыми ему захочется познакомиться поближе, независимо от того, насколько интересными или привлекательными они были в течение вечера". Структурирование времени на уровне развлечения не предполагает получения новой информации для участников трансакции, тогда на основе чего Ребенок может узнавать, кто из присутствующих лучше ему подходит для игр?

2. Второе замечание касается центрального понятия Э.Берна – понятия "игра". Игра - это "серия следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. …Игры отличаются от процедур, ритуалов и развлечений двумя важнейшими характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша". Воспитание детей, по Берну, "В большинстве случаев сводится к тому, в какие игры они должны играть.". Непроясненным остается вопрос об онтогенезе игр: как появляются новые игры, как появились те игры, в которые сейчас играют люди. "Относящиеся к играм вопросы обсуждаются в течение тысяч лет, но в общем и несистематизированном виде" - признается Берн.

3. Третье замечание связано с понятием истинной близости как "совершенной формы человеческих взаимоотношений". Э.Берн говорит о том, что в современном обществе близость является психологически неприемлемой для людей. Он называет игры и развлечения (времяпровождения) суррогатом близости: подобное ритуальное или почти ритуальное общение является следствием действия социальной программы – "соблюдением того, что в данном обществе принято называть "хорошими манерами". Дальнейшее развитие отношений предполагает переход от совместных развлечений (времяпровождений) к играм и к близости, но как достигается близость из текста не ясно. В связи со всем вышесказанным возникает вопрос о возможности и правомерности подобных переходов.

Страницы: 1 2


Эмоционально-личностное общение на втором полугодии жизни
Второе полугодие жизни . Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этом возрасте общение со взрослыми преобразуется ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок начинает овладевать культурно обусловленными ...

Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И., 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднител ...

Развитие воли
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека [6, с.582]. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка хара ...