Физико-химическая школа в физиологии
Страница 1

Выделение психологии в самостоятельную науку было подготовлено крупными успехами опытного и детерминистского исследования природных явлений.

В середине прошлого века в физиологии произошёл большой переворот. По словам русского физиолога Н.Е. Введенского «виталистическое воззрение», тормозившее почти два столетия прогресс научных исследований, было выброшено из физиологии». Переворот был подготовлен рядом открытий, среди которых первым нужно поставить распространение закона сохранения энергии на живую природу. Осуществлённый Ф. Велером в 1824г. Синтез мочевины разрушил представление о принципиальном различии между органической и неорганической природой. Идея о том, что живое тело представляет собой физико-химическую среду, где указанный закон выполняется неотступно, в корне подрывала витализм.

Разрушилось мнение об организме как замкнутой «монаде», существующей и развивающейся за счёт собственных внутренних сил. Доказывалось, что он черпает энергию извне и в нём самом нет ничего, кроме превращений различных видов энергии. В 40-х годах группа молодых учеников виталистски ориентированного И. Мюллера дала в противовес своему учителю торжественную клятву, объяснять все явления живой природы исключительно в категориях физики и химии. Эти ученики были: Гельмгольц и Дюба – Реймон. Они вскоре создали свою личною школу.

Вожди этой школы – Гельмгольц, Дюба- Реймон, Карл Людвиг, Брюкке и другие – были учителями и вдохновителями тех, кто в последующий период сделал психологию опытной наукой. Представление об организме, как о молекулярно – энергетической подсистеме, включенной в общую энергетику природы, приобрело для психологии значение в нескольких отношениях:

1) на его основе детерминистский взгляд на жизнедеятельность получил новое выражение, утверждавшее единство организма и среды на уровне энергетического, а не макромеханического взаимодействия;

2) начались поиски способов совместить новый закон с реальностью психических процессов.

Сперва, единственно совместимым с законом сохранения и превращения энергии представлялся психофизический параллелизм. Допустить способность психики приводить тело в движение и регулировать направление этого движения значило бы изменить указанному закону. Но учение об отделимости сознания от мозга не могло быть принято людьми естественно научного склада ума. Оставалось признать, что единственным мыслимым отношением между психическим и нервным является их параллельность. Физико-математический подход к органическим явлениям, который культивировала новая школа, создал предпосылки для приложения экспериментальных и математических методов к анализу нервно – психических актов.

Гельмгольц, Дюба - Реймон и их соратники не видели другой возможности, кроме прямой дедукции. И поскольку она не удавалась в силу своеобразия самого объекта, они пришли к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить сознание материальными причинами. Дюба – Реймон объявил, что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку»

Концепция Бернара о постоянстве внутренней среды организма (гомеостазе). Исследования французского учёного Клода Бернара ( 1813 – 1878). Автор множества открытий в различных разделах физиологии ( в частности, им была открыта внутренняя секреция), Бернар выдвинул идею о том, что все клетки организма существуют в одной системе, состоящей из крови, лимфы, межклеточной жидкости. Эту систему он назвал внутренней средой. Огромная эвристическая сила концепции Бернара заключалась в утверждении принципа саморегуляции. Предполагалось, что внутренняя среда сохраняет своё постоянство, борется за него вопреки действию различных (внешних и внутренних) факторов. Согласно Бернару, постоянство её основных элементов и процессов (температуры, кислорода, сахара и др.) удерживается благодаря тому, что внутренние механизмы способны восстанавливать прежний баланс.

Страницы: 1 2


История заболевания
Больной себя считает с 2002 года когда появились симптомы заболевания – головные боли, слабость, быстрая утомляемость, подавленное настроение, раздражительность, тревога. Заболевание свое связывает с тяжелой психической травмой (в течение одного года умерли 5 близких родственников), также были конфликты в семье из-за пристрастия мужа к ...

Диагностика межличностных отношений в классе
Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений меж­ду ребятами в классе мож ...

Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский). Одним из первых мыслителей, ищущих решения практи ...