Исследование связи подростков и юношества северного города
Страница 1

Материалы » Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов » Исследование связи подростков и юношества северного города

Проблемой нашего научного исследования является изучение экономического самоопределения в его связи с личностным самоопределением у контингента юношества промышленного города крайнего севера. Развитие экономического самоопределения неразрывно связано с развитием нравственного сознания и самосознания человека, развитием ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности и личностным самоопределением в целом. Актуальность проблемы определяется необходимостью разрабатывать психологически обоснованные формы помощи подрастающему поколению в связи со сложностью процессов социализации в современных условиях жизни с учетом неоднозначности ценностных ориентиров взрослого сообщества, выраженной прагматичностью, утратой определенных гуманистических идеалов, характерных для традиций русского северного края. Именно это предопределяет своевременность изучения экономического самоопределения юношества в промышленном северном регионе.

Понятие «экономическое самоопределение» является достаточно новым для психологии развития, необходимо его содержательное наполнение. Опорой для теоретико-методологического обоснования изучения ЭС могут выступать исследования, в которых содержательно характеризуется понятие «личностное самоопределение». Основанием выступают известные исследования Б.С. Братуся, М.Р. Гинзбург, А.В. Толстых, В.В. Столина, Д.А. Леонтьева. Неразрывная связь ЭС с личностным самоопределением выступает в качестве предмета изучения в таком направлении как «экономическая психология», в специальных исследованиях ЭС, преодолевающих эмпирический подход.

В нашем исследовании экономическое самоопределение соотносилось с особенностями интерпретации и решения проблемных экономических задач, предполагающих необходимость актуализации значимых ценностных ориентаций человека, осуществляющего личностный выбор.

Цель исследования состояла в выявлении своеобразия способов интерпретации задач, предполагающих одновременно экономический и личностный выбор в проблемных жизненных ситуациях.

Для проведения исследования нами была разработана, валидизирована и применена методика «Экономический конфликт» (ЭК). Она позволяет характеризовать участников исследования как субъектов экономических отношений по десяти основаниям. Эти основания представляют собой крайние полюса шкал: «Кратковременность планов на покупки» – «Долговременность планов на покупки», «Прагматичность при планировании покупок» (покупать только нужные вещи, связанные с бытийным планом жизни) – «Идеализм при планировании покупок» (делать покупки с ориентацией на духовный рост, саморазвитие), «Эгоизм» - «Альтруизм» при выборе покупок и планировании расходов, «Самостоятельность» - «Зависимость» при планировании покупок и планировании расходов, «Импульсивность» - «Произвольность» в покупках и расходах. Нами проводилось сопоставление данных методики ЭС и данными, полученными на основе интервью. Применялась также методика, позволяющая выявлять уровень развития приемов саморегуляции юношества, таких как планирование, моделирование ситуаций, программирование, оценка результатов, гибкость, самоконтроль. Для сопоставления показателей, выявленных на основе двух методик, осуществлялся корреляционный анализ.

Гипотеза исследования состояла в проверке предположения о наличии связи между показателями, характеризующими экономическое самоопределение юношества, особенностями его обоснования на базе актуализации личностных ценностей и уровнем развития приемов саморегуляции собственной деятельности.

Результаты исследования позволяют дать определенную характеристику своеобразия ЭС в изучаемой выборке. Эти результаты показали хорошую осведомленность старшеклассников о позитивных ценностных идеалах и стиле морального поведения в соответствии с ними. Именно поэтому были получены высокие показатели при решении проблемных экономических задач по таким основаниям как «Альтруизм» «Идеализм» «Долговременность планировании покупок». Это свидетельствует о тенденции у старшеклассников руководствоваться «знаемыми мотивами» при выборе ответ на предлагаемые задания (Неймарк 2008). Такого рода ответы не означают того, что реально действующие мотивы соответствуют заявленным в тестовых ситуациях.

Страницы: 1 2


История происхождения психолого-педагогической антропологии
Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозначения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было. ...

Понятие видов внутриличностных конфликтов.
«Внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфл ...

Интеллект. Различные взгляды на интеллектуальные способности.
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами ...