Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков средней общеобразовательной школы и школы закрытого типа

Материалы » Социализация детей школьного возраста » Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков средней общеобразовательной школы и школы закрытого типа

Профессиональное самоопределение – это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы.

В связи с модернизацией образования и переходом к старшей профильной школе, в средних общеобразовательных учреждениях открываются профильные классы, а, следовательно, возникает необходимость психологического сопровождения при выборе профиля и дальнейшего профессионального самоопределения. Данному вопросу в школах уделяется большое внимание, но, несмотря на это, в настоящее время еще нет единой, признанной всеми программы по психологическому сопровождению профсамоопределения и каждый из педагогов и психологов действует по своему усмотрению и успешность их работы не всегда гарантирована.

Заинтересовавшись проблематикой профессионального самоопределения, в период 2005-2006 учебного года с помощью контент-анализа нами был осуществлен мониторинг проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения подростков в различных учебных заведениях г. Сургута. В качестве смысловых единиц анализа нами были использованы 14 компонентов личной профессиональной перспективы (ЛПП), выделенные Климовым Е.А. и дополненные Пряжниковым Н.С. т.к. они позволяют достаточно полно развернуть ориентировку в средствах профсамоопределения. Анализ программ по профессиональной подготовке учащихся обучающихся в учебных заведениях разного статуса показал низкий уровень раскрытия компонентов ЛПП. Проведенное на следующем этапе изучение соответствия профиля обучения и выбранной специальности путем анализа статистических данных показало, что только 68% выпускников 2007 г. одного из лицеев г. Сургута продолжили обучаться по профилю (несмотря на то, что в лицее проводилась профориентационная работа).

Контент-анализ программ и изучение соответствия профиля обучения и выбранной в дальнейшем специальности, побудили нас разработать и провели пилотажный развивающий курс по психологическому сопровождению профессионального самоопределения (ПСПС) для подростков одного из лицеев г. Сургута. Целью данного курса было планирование таких мероприятий, которые будут способствовать становлению профессионального самоопределения подростков.

Разработанная нами программа развивающего курса создавалась с опорой на научные воззрения Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а в качестве смысловых единиц были взяты компоненты личной профессиональной перспективы (ЛПП) по Н.С. Пряжникову. Курс позволяет учесть особенности подросткового возраста и создать все предпосылки для формирования полноценной ориентировки в деятельности и ее результатах.

Итоги проведенного курса позволяют сделать вывод о том, что в процессе проведения занятий детьми были освоены такие понятия как «профессионально важные качества», «профессия», «требования профессии», «рынок труда».

В ходе занятий ребята активно высказывались о профессиях, отмечали их плюсы и минусы, с помощью экспериментатора научились ориентироваться в информации о профессии, в потребностях рынка, соотносить свои способности, интересы, склонности с профессиями, в которых смогут наиболее продуктивно их использовать, расширили свои представления о профессиях. Этому способствовала система заданий, которая ставила своей целью вывести учеников на активную мыслительную позицию, чему изначально ребята сопротивлялись.

Опираясь на итоги пилотажного развивающего курса, мы усовершенствовали нашу программу и в настоящее время реализуем ее на подростках из лицея и школы закрытого типа, для того чтобы выявить феноменологию становления профессионального самоопределения в среде подростков совершивших правонарушения.

Категория делинквентных подростков заинтересовала нас в связи с тем, что при большом интересе к вопросам профориентации ничего не говорится о ней в среде подростков, которые находятся в специальных учреждениях закрытого типа. Хотя они не в меньшей, а даже в большей степени нуждаются в помощи т.к. у них информированность в мире профессий минимальна. После выхода из учреждений закрытого типа, в которых они находятся определенный промежуток времени, ребята возвращаются в прежнюю среду и большей частью продолжают вести асоциальный образ жизни и добывают денежные средства криминальным путем. Мы предполагаем, что, сориентировав воспитанников школы закрытого типа в мире профессий, в своих способностях, возможностях и недостатках, в приемлемых способах достижения цели у подростков, после выхода из школы закрытого типа, появится возможность освоения определенной специальности и продолжения жизни приемлемыми в культуре способами.


Изучение динамики процесса заучивания
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала. Задачи: 1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении. 2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края). Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания. ...

Исследование функционирования опекунских семей
В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. - Н.П.Иванова) в течение ряда лет было обследовано более 800 семей опекунов в разных регионах России. Результаты обследования позволяют сделать выводы о возможностях опекунов создать надлежащие условия для воспитания детей, а также о самочувствии детей в этих семьях. Опекунами в ...

Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации. Очень важно определить причины конфликта, так ...