Психология общения
Страница 2

Материалы » Психология общения

Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Подросток в условиях группы стремится быть похожим на своих товарищей. Влияние взрослого на его жизнь резко снижается и, наоборот, повышается значимость мнения сверстника. Это и составляет так называемый «кризис идентичности».

Д.И. Фельдшейн отмечает, что в процессе стихийно-группового общения агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и другие беспокоящие общество моменты в поведении подростков приобретают уступчивый характер.

· Потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5 % подростков;

· Реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % детей 11 – 15 лет;

· На потребность в интимно-личностном общении указывает 34 % подростков;

· А в реальном общении эта форма составляет около 30 %.

Подростки не удовлетворены преобладанием в их общении стихийно-групповой и интимно-личностной форм. Не случайно в 11 – 15 лет наблюдается отчетливая тенденция – предпочитать не интимно – личностное и стихийно – групповое общение, а социально – ориентированную форму общения. Создавая тем самым действенные условия признания подростков в качестве социально значимых лиц. Не слишком разборчиво иногда, к сожалению, подходя к выбору признающей их среды – потребность в наличии собственной группы в этом возрасте часто сильнее традиционно – нормативных требований общества. Данное положение тесно связано со свойственным подросткам активным стремлениям к занятию новой социальной позиции, с осознанием ими своего «Я» и утверждением во взрослом мире. У подростка возможно появление чувства социальной ответственности за себя и других на уровне взрослого человека.

Успешность общения подростка обеспечивается комплексом коммуникативных умений – таких, как:

· Рефлексия,

· Невербальные способы взаимодействия,

· Эмпатии,

· Активного слушания,

· Пользоваться обратной связью.

Отсутствие или даже недостаточное развитие умений коммуникативного ряда не просто ограничивает возможность общения для подростка, но, в силу возрастных особенностей, делает его зачастую абсолютно недоступных в некоторых социальных группах. Именно поэтому использование таких форм работы, как «Клуб общения», для подросткового возраста чрезвычайно актуально. Эта форма работы помогает повысить уровень их социальной адаптации как раз потому, что позволяет расширить диапазон их коммуникативных умений и повысить уровень овладения ими, а так же расширить кругозор в отношении социальных ролей.

Описание работы «Клуба общения».

На базе реабилитационного социального отделения для несовершеннолетних существует «Клуб общения». Работа клуба преимущественно основана на разработанной нами развивающей программе «Развитие коммуникативных умений подростков».

«Клуб общения» посещают подростки из разных категорий семей. Посещение свободное, только на основе добровольного желания подростка. Основная масса подростков – это дети, проходившее ранее реабилитацию в нашем отделении, их друзья и знакомые, а также дети, в настоящее время проживающие в приюте. Это в первую очередь многодетные, неполные, опекаемые, малообеспеченные и проблемные семьи. Параллельно ведется работа с родителями в виде индивидуальных консультаций, семейных консультаций и проведение бесед по темам особенностей возрастной психологии подростков. При необходимости – например, наличии конфликтной ситуации – педагог – психолог посещает школу, беседует с классным руководителем, проводит социометрические исследования, способствует разрешению конфликта, снижению напряженности.

Тематические вечера и праздники способствуют обучению подростков умению правильно организовывать свой досуг. В таких мероприятиях молодые люди выступают не столько участниками, сколько организаторами и ведущими. Таким образом, реализуется направленность работы на присвоение подросткам навыков и умений самоуправления как на индивидуальном уровне, так и на уровне микрогруппы. Роль руководителя заключается в общей координации работы, т.е. он выступает в роли фасилитатора.

Подростковый возраст – это время выбора профессии. Существенным моментом нашей программы является наличие в ней ряда методик по профориентации подростков. Специально подобранные методики и тесты позволяют расширить представление о существующих профессиях, определить способности и личностные особенности, конкретизируется сфера профессиональных интересов подростка. На основании проведения данной диагностики разрабатываются индивидуальные личностно – ориентированные рекомендации, касающиеся выбора профессии.

Страницы: 1 2 3


Эмоциональное выгорание в прогностической деятельности
Феномен "эмоционального выгорания" по-прежнему остается актуальным как для исследователей, так и для медицинской общественности. Отчасти это обусловлено снижением качества медицинского обслуживания и нарушениями интересов пациентов. Важность этого вопроса может рассматриваться в рамках медико-социальной проблемы разрушения лич ...

Придумайте свой способ развития памяти
Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее, и что может помочь лично вам сохранить драгоценные данные. Не всем по душе крестики на руках и узелки на веревочках. Попробуйте делать себе маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах квартиры, прикрепляйте их на досках над рабочим столом в офисе. Самое главное ...

Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от н ...