Психология общенияСтраница 1
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение. Именно общение помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Невозможно найти свое место в жизни вне общения и без него. Через общение усваиваются нормы социального поведения.
Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе социализации подростков, ибо отношения с партерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений, реализуемый в социальной, профессиональной и сексуальной жизни. Группа выделяет центральную функцию в процессе становления независимости своих членов, объединенных общими заботами по освобождению от родительской власти, поиску статуса и половой идентификации. Отношения с родителями в этом возрасте часто настолько конфликтны, что подросток просто не способен разделить с ними свои переживания. Группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство риска и попробовать силы в ситуации соревнования.
Можно проследить следующую закономерность изменений, происходящих в подростковом возрасте. Половое созревание в этот период влияет на формирование образа Я. Этот процесс происходит через неприятие себя, что связано с внешними и физиологическими переменами. Со временем самооценка выравнивается.
Новообразованием данного возраста становится самосознание личности, что приводит к развитию способности рефлектировать. Умение анализировать особенности своей личности невозможно развивать без взаимодействия с другими людьми и сравнительного анализа. Как следствие, в этом возрасте на первый план неизбежно выходит новый вид деятельности – общение. Через общение подростки социализируются и реализуют себя в жизни.
Как уже отмечалось выше, для подросткового возраста характерно появление новых психологических особенностей и это явление неизбежно.
Немецкий психолог К.Левин, анализируя, причины развития конфликтного типа поведения у подростков, выявил в современном обществе наличие двух самостоятельных групп – взрослых и детей. Каждая из них обладает привилегиями, недоступных другой группе. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между двумя этими группами. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, которые его еще не принимают.
Л.С. Выгодский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами. Возникновение новообразований в сознании подростка и перестройка отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание «кризиса». Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. В подростковом возрасте складываются две различные по своему значению для психологического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Общение становится в этом возрасте ведущей деятельностью.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями становятся неравноправными. Поскольку общение с товарищами для подростка более актуально, он «отходит» от школы и семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения внутри группы подчиняются более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, возможность открыто их обсуждать, находясь в равных отношениях с товарищами, - именно это делает атмосферу подростковых групп столь привлекательной для детей. В подростковом возрасте можно выделить три вида взаимоотношений, отличающихся по:
· Степени близости,
· Содержанию,
· Функциям, которые они выполняют в жизни.
Эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, не затрагивающих личность глубоко; общение же на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; а установившиеся дружеские связи позволяют решить некоторые вопросы эмоционально-личностного характера. Во вторую половину подростничества общение превращается в самодостаточный вид деятельности. Оно занимает достаточно много времени и выполняет важную жизненную роль. Значение процесса общения со сверстниками для подростка, как правило, не менее ценно, чем все остальные его дела. У старшего подростка проявляется осознанное желание быть членом группы. Эта – характерная особенность именно подросткового возраста, она проявляется у них независимо от степени развития специфической потребности, что немаловажно.
Педагогическая мнемотехника
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, бы ...
Умственная отсталость - причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы
Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе.
Умственную отсталость следует отличать от наруш ...
Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос - что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание вза ...