Психология общения
Страница 1

Материалы » Психология общения

Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение. Именно общение помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Невозможно найти свое место в жизни вне общения и без него. Через общение усваиваются нормы социального поведения.

Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе социализации подростков, ибо отношения с партерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений, реализуемый в социальной, профессиональной и сексуальной жизни. Группа выделяет центральную функцию в процессе становления независимости своих членов, объединенных общими заботами по освобождению от родительской власти, поиску статуса и половой идентификации. Отношения с родителями в этом возрасте часто настолько конфликтны, что подросток просто не способен разделить с ними свои переживания. Группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство риска и попробовать силы в ситуации соревнования.

Можно проследить следующую закономерность изменений, происходящих в подростковом возрасте. Половое созревание в этот период влияет на формирование образа Я. Этот процесс происходит через неприятие себя, что связано с внешними и физиологическими переменами. Со временем самооценка выравнивается.

Новообразованием данного возраста становится самосознание личности, что приводит к развитию способности рефлектировать. Умение анализировать особенности своей личности невозможно развивать без взаимодействия с другими людьми и сравнительного анализа. Как следствие, в этом возрасте на первый план неизбежно выходит новый вид деятельности – общение. Через общение подростки социализируются и реализуют себя в жизни.

Как уже отмечалось выше, для подросткового возраста характерно появление новых психологических особенностей и это явление неизбежно.

Немецкий психолог К.Левин, анализируя, причины развития конфликтного типа поведения у подростков, выявил в современном обществе наличие двух самостоятельных групп – взрослых и детей. Каждая из них обладает привилегиями, недоступных другой группе. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между двумя этими группами. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, которые его еще не принимают.

Л.С. Выгодский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами. Возникновение новообразований в сознании подростка и перестройка отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание «кризиса». Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. В подростковом возрасте складываются две различные по своему значению для психологического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Общение становится в этом возрасте ведущей деятельностью.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями становятся неравноправными. Поскольку общение с товарищами для подростка более актуально, он «отходит» от школы и семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения внутри группы подчиняются более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, возможность открыто их обсуждать, находясь в равных отношениях с товарищами, - именно это делает атмосферу подростковых групп столь привлекательной для детей. В подростковом возрасте можно выделить три вида взаимоотношений, отличающихся по:

· Степени близости,

· Содержанию,

· Функциям, которые они выполняют в жизни.

Эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, не затрагивающих личность глубоко; общение же на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; а установившиеся дружеские связи позволяют решить некоторые вопросы эмоционально-личностного характера. Во вторую половину подростничества общение превращается в самодостаточный вид деятельности. Оно занимает достаточно много времени и выполняет важную жизненную роль. Значение процесса общения со сверстниками для подростка, как правило, не менее ценно, чем все остальные его дела. У старшего подростка проявляется осознанное желание быть членом группы. Эта – характерная особенность именно подросткового возраста, она проявляется у них независимо от степени развития специфической потребности, что немаловажно.

Страницы: 1 2 3


Расстройства восприятия
Отражение окружающей действительности в сознании человека начинается с ощущений, возникающих в результате воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы или периферические отделы анализаторов. В зависимости от этого ощущения подразделяются на ряд разновидностей. Прежде всего, выделяются экстероцептивные — зрительные, слуховые, т ...

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков средней общеобразовательной школы и школы закрытого типа
Профессиональное самоопределение – это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы. В связи с модернизацией обр ...

Барьеры коммуникации
В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партер ...