Диагностика межличностных отношений в классе
Страница 1

Материалы » Диагностика межличностных отношений в классе » Диагностика межличностных отношений в классе

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений меж­ду ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, коллектив школьного класса высту­пает важным «условием» развития личности каждо­го из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определя­ют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками явля­ются очень важным фактором личностного разви­тия. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.

Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учени­ком, а с классом как единым целым. А в этом слу­чае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психоло­гических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе.

Еще одна причина, побудившая нас остановиться на социально-психологической характеристике школьного класса, связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной по­ложительной роли коллектива в воспитании личнос­ти ребенка. В целом соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воз­действие не всегда бывает позитивным, а с другой — мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.

Таким образом, говоря о диагностике межличностных отношений в классе, мы имеем в виду общую социально-психологическую характерис­тику класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе. В этой главе мы остановимся на основных пунктах такой социально-психологической характеристики от­ношений в классе.

Психологическая структура школьного класса

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:

ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную). Формальная структура представ­ляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно оди­наковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой бу­дет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в школь­ном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура — это стихийно возни­кающая в процессе жизнедеятельности группы сис­тема отношений ее членов друг к другу. Неформаль­ная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структу­ры могут лежать и другие критерии (например, от­ношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результа­том взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в при­близительно равной степени значимы, то в дет­ских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением груп­пы, а формируется постепенно. Ниже мы остановим­ся на вопросе о механизмах становления структуры в группе — о механизмах ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ.

А сначала разберемся более подробно с нефор­мальной структурой отношений. Каждый член груп­пы обладает определенным местом в системе отно­шений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в кол­лективе имеет свои специфические параметры, одна­ко все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитае­мые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолиро­ванные». Расшифруем суть этих категорий на мате­риале школьного класса. «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дру­жить, входить в круг общения этих учеников. Пред­почитаемые — такие члены класса, которые облада­ют достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах). Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. И, нако­нец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассника­ми, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Страницы: 1 2 3


Скучно так сидеть
Цель: развитие внимания. Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные ...

Понятие и виды супружеских измен
С фактами внебрачной половой любви мы сталкиваемся довольно часто в повседневности. Всякий вид измены чреват для супругов возникновением острой или затяжной эмоциональной реакции обманутого партнера, если эротические приключения второй половины стали ему известны. Внебрачные контакты и связи, традиционно обозначаемые как «измена», по-д ...

Диспозиционное направление
В психологии существуют два основных направления в исследованиях о личности. Первое основано на выделении тех или иных личностных черт, а второе - на определении типов личности. Черты объединяют группы тесно связанных друг с другом психологических признаков. Гордон Оллпорт, один из наиболее влиятельных сторонников диспозиционального на ...