Диагностика межличностных отношений в классе
Страница 3

Материалы » Диагностика межличностных отношений в классе » Диагностика межличностных отношений в классе

Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллекти­вом, а может, наоборот, серьезно усложнить отноше­ния. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. В последнем слу­чае педагог столкнется не с одним или другим уче­ником, а с классом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было).

Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описанию социально-психологи­ческой структуры группы в целом. Естественно, что видов структур также может быть великое множес­тво. Но нас в данный момент интересуют такие виды отношений ребят в классе, которые могут стать пред­метом беспокойства для учителей, работающих с ними. Приведем основные примеры таких неблаго­получных взаимоотношений в классе. Первый вари­ант представляет собой случай отсутствия структу­ры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ре­бята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьни­ков, и у преподавателей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприят­ный случай, если данная группировка противопос­тавляет себя всему остальному классу. Если же от­ношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действи­тельно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих законо­мерностях которого мы будем говорить ниже.

Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкури­рующих группировок ребят. Такая ситуация в клас­се является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематич­но. Каждая из сложившихся группировок уже про­шла свой путь психологического развития, и крите­рий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Приведенные примеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагности­ки. Они достаточно очевидны для внешнего наблю­дателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась струк­тура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных мето­дических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в классе.

Страницы: 1 2 3 


Психологическое отношение персонала к организационным изменениям
Теоретический обзор литературы по данной теме и данные зарубежных исследований отражают необходимость эмпирическим путем установить зависимость характера отношения персонала компании к организационным изменениям от социально-психологических процессов, происходящих в ней. Эмпирически выявлено, что в условиях кланового типа организационн ...

Изучение динамики процесса заучивания
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала. Задачи: 1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении. 2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края). Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания. ...

Жесты и телодвижения
«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест – свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты: - активная жестикуляци ...