Психологический анализ традиционных оснований выбора брачного партнера

Материалы » Психологический анализ выбора брачного партнера » Психологический анализ традиционных оснований выбора брачного партнера

Проблема выбора брачного партнера рассматривается в работах разных исследователей (Гребенников И.В., Голод С.И., Ковалев С.В., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др.). В основном это исследования 80-90 гг. Многие исследователи изучали мотивы выбора брачного партнера, опрашивая людей с различным семейным стажем, разного возраста, различных профессий, в том числе и студентов.

Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. Решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают зачастую необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.

Первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Согласно исследованиям, одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни.

В тоже время, в юношеском возрасте (на который и выпадает преобладающее большинство вступлений в первый брак) наиболее важным является процесс формирования эго-идентичности (появление чувства идентичности, индивидуальности, непохожести на других, нормированием самосознания, появлением психосексуальных интересов). Согласно Дж. Марсиа, можно назвать два основных критерия для выделения статусов эго-идентичности: кризис и поиск идентичности. На основе этих критериев осуществляется выбор в определенных сферах. Он выделил четыре основных варианта или состояния формирования идентичности (статусы идентичности): предрешенность (преждевременная идентичность), диффузия (размытая идентичность), мораторий и достижение идентичности (зрелая идентичность).

Цель нашего исследования: определение традиционных психологических оснований выбора брачного партнера, выявление взаимосвязи между статусом эго-идентичности и значимостью любви в браке.

Объект исследования: студенческая молодежь (18-21 год), находящаяся перед выбором партнера по браку (объем выборки: 60 человек).

Анализ результатов проведенного исследования дал следующие результаты:

Преобладающим явилось рассмотрение брака, как союза: основанного на чувстве любви (45% респондентов), направленного на решение определенных задач (36%), основой которого являются ответственность и обязательства супругов (18%).

Выбор партнера по браку для 54% респондентов является важным шагом (обезличенно), тогда как для 46% более значимым является выбор именно определенного человека.

Наиболее значимыми причинами для заключения брака могут послужить: любовь (для 52%), "тот человек" (для 34%).

Как основные "приобретения" в браке, были названы: родной, надежный человек (39%), семья, дети (25%), счастье, надежность, понимание (20%).

Основными "потерями" назывались: свобода, привычки (66%), ничего (20%).

На основании этих данных можно сделать вывод о недостаточно четкой сформированности у респондентов представлений о браке, идеализации семейно-брачных отношений.

Наблюдается тенденция к менее традиционному представлению о роли женщины, велика значимость роли детей в жизни человека, преуменьшается значимость сексуальной сферы в браке. При этом наблюдается лояльное отношение респондентов к разводу; тема секса не является запретной.

При сопоставлении вышеперечисленных данных и уровня достигнутой эго-идентичности, подтвердилась выдвинутая гипотеза: существует статистически достоверная взаимосвязь между статусом эго-идентичности и ролью любви в браке: чем выше статус эго-идентичности в сфере любви, тем более значимой является любовь при выборе брачного партнера.


Скучно так сидеть
Цель: развитие внимания. Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные ...

Показатели качества тестов (методик)
Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Сами по себе, без сопоставления с точкой отсчёта, результаты психологических испытаний ничего не значат. Чаще всего они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (репрезентативная выборка того типа, для которого данная методика предназначена, например ...

Психические состояния
Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, то есть от его психического состояния — характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. При этом психические пр ...