Техники «борьбы»

Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, нужно отметить, что в обоих случаях партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае доминирования

участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга.

Т. Котарбинский описывает основную идею борьбы – «создавай трудности противнику». Стороны используют разнообразные приемы, цель которых победить либо сорвать возможность успешного противодействия со стороны противника, то есть не дать победить противнику. К таким приемам относятся: «разжигание конфликта между членами коллектива, против которого ведется борьба», метод «проволочек» (откладывание решения) и «метод угроз», приемов «захвата врасплох» и «заманивание в ловушку» [1].

На основании анализа литературы Э.А. Орлова и Л.Б. Филонов выделяют специфические механизмы влияния в конфликтной ситуации, как демонстрация усиления собственных ресурсов; выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые односторонние уступки); риск; принуждение; ложные маневры; дезинформация.

Н.М. Коряк различает два типа приемов психологического давления. Во-первых, это приемы использования в своих целях мотивов оппонента (материальная заинтересованность, мотивы продвижения по службе). Создание ситуации выбора между достижений его целей конфликте и удовлетворением мотивов – психологическое давление на партнера. Второй тип приемов основан на создании угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе. Психологическое давление в данном случае осуществляется путем манипулирования чувством страха (страх оказаться в унизительном положении), чувством неуверенности в себе, вины.

В трудовых коллективах выделяют такие приемы доминирования в конфликте как

· «психологическая редукция» (сведения возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника, участников)

· противопоставление интересов работника с неподходящим поведением интересам всей группы, как следствие давление на него со стороны группы

· обвинение партнера по конфликту в преследовании «узколичных» интересов

· компрометация партнера

Все эти вербальные приемы «силового» воздействия на партнера являются типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации.

Конструктивным спор становится согласно работам Кратохвила: конкретность, вовлеченность, коммуникация (хорошая обратная связь), «честная игра» (не допускаются «удары ниже пояса») [1].


Речевая ситуация. Виды ситуаций.
Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, ее течение, сплетение событий, т.е. ситуация. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению. Ситуации бы ...

Предварительный диагноз и его обоснование
Исходя из жалоб больной на раздражительность, слабость, быструю утомляемость, данных психического статуса о сниженных эмоциях, можно предположить у больной астенический синдром. Исходя из · жалоб на головные боли, чувство пульсирования в висках, возникающие при разговорах неприятного для больной содержания, при ярком свете, громком зв ...

Позиция Фрейда
Интересна позиция Фрейда на поведение человека в толпе. Он задаётся вопросом: «Почему мы изменяемся, присваиваем мысли других людей, хотим быть похожими на других?». Ответ традиционен – действие внушения, гипноза. Каковы же причины его? Фрейд, объясняя то, что связывает людей в толпе, предлагает понятие либидо. Оно охватывает все виды л ...