Техники «борьбы»
Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, нужно отметить, что в обоих случаях партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае доминирования
участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга.
Т. Котарбинский описывает основную идею борьбы – «создавай трудности противнику». Стороны используют разнообразные приемы, цель которых победить либо сорвать возможность успешного противодействия со стороны противника, то есть не дать победить противнику. К таким приемам относятся: «разжигание конфликта между членами коллектива, против которого ведется борьба», метод «проволочек» (откладывание решения) и «метод угроз», приемов «захвата врасплох» и «заманивание в ловушку» [1].
На основании анализа литературы Э.А. Орлова и Л.Б. Филонов выделяют специфические механизмы влияния в конфликтной ситуации, как демонстрация усиления собственных ресурсов; выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые односторонние уступки); риск; принуждение; ложные маневры; дезинформация.
Н.М. Коряк различает два типа приемов психологического давления. Во-первых, это приемы использования в своих целях мотивов оппонента (материальная заинтересованность, мотивы продвижения по службе). Создание ситуации выбора между достижений его целей конфликте и удовлетворением мотивов – психологическое давление на партнера. Второй тип приемов основан на создании угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе. Психологическое давление в данном случае осуществляется путем манипулирования чувством страха (страх оказаться в унизительном положении), чувством неуверенности в себе, вины.
В трудовых коллективах выделяют такие приемы доминирования в конфликте как
· «психологическая редукция» (сведения возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника, участников)
· противопоставление интересов работника с неподходящим поведением интересам всей группы, как следствие давление на него со стороны группы
· обвинение партнера по конфликту в преследовании «узколичных» интересов
· компрометация партнера
Все эти вербальные приемы «силового» воздействия на партнера являются типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации.
Конструктивным спор становится согласно работам Кратохвила: конкретность, вовлеченность, коммуникация (хорошая обратная связь), «честная игра» (не допускаются «удары ниже пояса») [1].
Фрагментация
Человек может последовательно использовать множество конструкционных подсистем, которые логически несовместимы друг с другом.
Это следствие просто признает тот факт, что в жизни людей логика обычно играет скорее второстепенную роль. Реакции человека на события необязательно согласуются между собой или вытекают из других реакций которые ...
Классификация и характеристика эмоций и чувств
Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства ...
Синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования
В настоящее время имеется целая группа генетических синдромов, включающих умственную отсталость в сочетании с сенсорными, двигательными и другими множественными пороками развития, тип наследования которых до сих пор не ясен. Эти синдромы описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Одним из примеров подобных осложненных ...