«Теория поля» К. Левина – важнейший источник когнитивистской ориентации в социальной психологии
Страница 1

Материалы » Когнитивно ориентированные социально-психологические теории » «Теория поля» К. Левина – важнейший источник когнитивистской ориентации в социальной психологии

Теория поля К. Левина объясняла человеческое поведение, исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации человека. Автор теории – Курт Левин – представитель немецкой школы гештальтпсихологии.

Основные положения «теории поля».

1) Движущей силой человеческого поведения являются потребности. Потребность – динамическое состояние (активность), возникающее у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Потребности разделяются на следующие виды:

а) истинные – потребность к труду, самоутверждению и т.п.;

б) квазипотребности – возникают у человека в данный момент, в данной ситуации; они – порождение динамически заряженной системы. Удовлетворе­ние квазипотребностей состоит в разрядке их динамического напряжения. Способ удовлетворения потребностей у каждого человека носит гибкий характер ввиду их разнообразного содержания.

2) Удовлетворение потребности может приобрести характер замещающего действия. Это зависит от степени напряженности системы и от степени достижимости цели. Замещения бывают следующих типов:

а) эквивалентные замещения – реальная цель (достигается, но другим путем);

б) замещения «часть вместо целого» – выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается;

в) нереальные символические решения – человек при помощи воображения совершает идентичное требуемому действие с достижением цели.

К. Левин различал внутреннюю и внешнюю цель деятельности. При этом эффективность замещения связана с достижением именно внутренней цели.

3) Понятие психологического поля.

Для К. Левина поле – это структура, в которой совершается и факторами которого детерминируется поведение. Вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью. Поэтому нужно говорить не отдельно о субъекте и психологическом окружении, а о включающем и то и другое жизненном пространстве индивида, в котором реализация возможнос­тей человека определяется как поведение. Факторами, включенными в жизненное пространство, являются все физические и социальные факторы по мере их воздействия на человека. Их позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район этого поля, негативная валентность – в противоположную от него сторону.

К. Левин различает волевое поведение, обусловленное целями самого человека и поведение полевое. Поведение полевое – преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности.

4) Понятие цели.

Цель образуется у человека на основе выбора заданий в некотором наличном предметном поле. Это поле представлено набором задач различной трудности, которые предъявляются испытуемому извне. Тенденция к решению задач выступает в качестве средств при достижении внутренних целей субъекта, связанных с его достаточно высокими притязаниями в отношении результатов деятельности. За выбором заданий стоит особый процесс – образование цели. В качестве механизма целеобразования рассматривается процесс анализа и оценки заданий по параметрам валентности и вероятности успеха. Основная проблема ситуации целеобразования состоит в существовании несоответствия между тенденцией ставить все более высокие цели и желанием избегать неудач.

В результате экспериментов, проведенных совместно со своими сотрудниками, К. Левин пришел к следующим выводам:

1) Для каждого задания существует иерархия целей, которая определяется отношением реальной и идеальной целей.

2) Для разрядки квазипотребности решающим является достижение внутренней цели, а не объективной цели задания.

Страницы: 1 2


Психические состояния и психические свойства
По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных усл ...

Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности изучены пока недостаточно, наука находится лишь на подступах к решению этих сложных про ...

Подростковый возраст
Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка. Взрослые ...