Проблема мотивации.
Страница 2

Материалы » Психология А. Маслоу » Проблема мотивации.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессоз­нательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стрем­ление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится превратить чело­века в своего шаблонного представителя, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность лично­сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются иденти­фикация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Изучение психологически здоровых и творческих личностей, составляю­щих объект исследований Маслоу, побудило его сделать вывод, что среди многообразных свойств «самоактуализирующихся» людей ведущее место за­нимает концентрация их внимания не на собственной персоне, не на узкоинди­видуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по словам Маслоу, как и все остальные, испытывают чувства вины, тре­воги, но беспокоит их не собственная судьба. Они стыдятся промахов рода, культуры или группы, с которыми они отождествляют себя, тревожатся о рас­хождении между действительностью, как она существует и какой должна быть. Представляется, что такой общественной направленностью личности оп­ределяется позитивный критерий распознавания самоактуализирующихся ин­дивидов – их стремлением не к безопасности, не к защите себя от окружаю­щего мира, но к «полному использованию и развитию своих талантов, способ­ностей, потенциальностей и т.д.» . Характерные черты таких индиви­дов – четкое, ясное восприятие действительности, способность правильно су­дить о людях. В искусстве, науке, политике, обыденных делах они быстро ори­ентируются, усматривают скрытые возможности. Поражает свежесть, нешаб­лонность их восприятия. Четкость восприятия и познания позволяет им пра­вильно предсказывать ход событий. «Самоактуализирующихся» людей не пугает новое, неизвестное, а наоборот, оно привлекает их. Вот почему, по­ясняет Маслоу, такие люди в области науки выступают как новаторы в отли­чие от множества ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робо­сти, тревожности, приверженности к установивщимся мнениям и из-за других подобных недостатков характера занимающихся лишь известным. Характер­ная для самоактуализирующихся людей творческая направленность является, согласно Маслоу, универсальной характеристикой их личности.

Исходя из идей А.Маслоу, хотелось бы обобщить и отметить свойства, присущие самоактуализирующимся людям :

1. Более эффективное восприятие реальности.

2. Принятие себя, других и природы.

3. Непосредственность, простота, естественность.

4. Центрирование на проблеме (жизненная миссия).

5. Независимость, потребность в уединении (интенсивная внутренняя работа).

6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные или мистические переживания.

9. Общественный интерес.

10. Глубокие межличностные отношения.

11. Демократизм без предубеждений.

12. Разграничение средств и целей.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность (способность к творчеству).

15. Сопротивление окультуриванию.

Нельзя не признать, что все выделенные Маслоу черты личности действи­тельно должны быть оценены положительно. Но слабость позиции Маслоу об­наруживается, как только он от описания самоактуализирующихся личностей переходит к анализу факторов, под влиянием которых все названные черты, по его мнению, формируются. Если вспомнить характерную для Маслоу антропо­логизацию социальных качеств человека, то вполне естественным будет пола­гать, что и способность к самоактуализации Маслоу рассматривает как при­родное свойство людей, а не как результат жизни индивида в определенных социальных условиях. Именно к этому выводу и приходит Маслоу. Логика его рассуждения такова. В современном американском обществе, по его словам, то, что препятствует самоактуализации личности, это контроль над мыслями и стремлениями, который не может идти ни в какое сравнение с физическими ограничениями. «Внешняя свобода, - пишет Маслоу, - является, кажется, менее важной, чем свобода внутренняя, и окажется, вероятно, что влияния, подобные влиянию сенатора Маккарти, более опасны для психологического здоровья, чем Аль Капоне» [5,285]. Но что может преодолеть эти опасные для психики человека условия? Оказывается , согласно Маслоу, такой силой является природное стремление индивидов к самоактуализации, и именно такие индивиды представляют здоровые силы общества независимо, очевидно, от того, на каких класссово-общественных полюсах они стоят.

Страницы: 1 2 3


Внимание
Значение внимания, как направленности и сосредоточенности деятельности спортсмена в данный момент времени на конкретном объекте, в экстремальных видах деятельности, каковыми являются спортивно-боевые единоборства, трудно переоценить. Избирательность и устойчивость внимания во время проведения поединка проявляются в концентрации на главн ...

Люди как исследователи
Келли придавал большое значение тому, как люди интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни – модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Он делает предположение, что подобно ученому, который ...

Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...