Проблема мотивации.
Страница 1

Материалы » Психология А. Маслоу » Проблема мотивации.

В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают на­стоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уваже­нии, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для чело­веческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность че­ловека, считая ее биологическим свойством человеческого вида.

Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, застав­ляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значи­мые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполнен­ности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы.

Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структу­рой человеческого организма и опираются на определенный генетический ба­зис.

Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, кото­рыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей чело­века. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивацион­ной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и бо­лее высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только кри­тики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в са­моактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла по­ведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб­ностей. Стоит только вспомнить многочис­ленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадек­ватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребно­стей. Проведя исследование в националь­ном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Мас­лоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потреб­ность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в ие­рархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и по­требности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому че­ловеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центри­рованные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и

стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность по­нять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Страницы: 1 2 3


«Образ сектанта» в сознании молодежи
В России в настоящий момент сложилась непростая ситуация, связанная с деятельностью различного рода религиозных организаций. В средствах массовой информации то и дело появляются новые сообщения, связанные с проводимой ими деятельностью. В какой то мере деятельность новых религиозных организаций можно назвать террористической, только, в ...

Возможности общения без слов
Общаясь между собой, мы обмениваемся не только словами, мы также обмениваемся информацией, которая проходит мимо нашего сознания, однако оказывает большое влияние на наше настроение, на наши мысли и поступки. В психологии такой обмен информацией называют невербальным (несловесным). Это интонация, с которой мы произносим те или иные ф ...

Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности, в том числе и на качестве овладения учебной деятельностью, которая является ведущей в младше ...