Интерпретация данных.
Страница 1

Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация текста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что– либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируется как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий:

901 802 703 604 505 406 307 208 109 .

910 811 712 613 514 415 316 217 118 019

820 721 622 523 242 325 226 127 028

730 631 532 433 334 235 136 037

640 541 442 343 244 145 046

550 451 352 253 154 055

460 361 262 163 064

370 271 172 073

280 181 082

190 091

Типы:

Тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированны на социально – значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной среде, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют «ёлку» в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестоко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психологического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

Тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правду, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

Тип – «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразностью способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 242, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 – «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

Тип – «ученный». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально – зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

Страницы: 1 2 3


Факторы риска патологических подростковых кризов
Исследование К.С. Лебединской, М.М. Райской и Г.В. Грибановой (1988) клинико-психологических особенностей подростков с нарушениями в аффективной сфере позволяет сделать, важные выводы, отражающие патогенез нарушений поведения у подростков. Нарушения поведения у подростков с явлениями психической неустойчивости, аффективной возбудимости ...

Навыки невербальной коммуникации
Разминка : упражнение «молекулы». Цель упражнения: раскрепощение участников. Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас нач ...

Индивидуальные особенности памяти
Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности восп ...