Психологическая защита у подростков в семье

Материалы » Детское развитие и состав семьи » Психологическая защита у подростков в семье

Проблемы психологической адаптации, социализации и девиантности являются одним из основных объектов практического приложения теоретических знаний о психологической защите личности. Психологическая защита - это последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, которое угрожает индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном соответствии с реальностью. Психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации. Можно сказать, что примитивные виды психологической защиты деструктивны, а высшие конструктивны, то есть служат целям социальной адаптации личности. Соответственно, развитие высших психологических защит может быть эффективным способом как коррекции, так и профилактики девиаций в подростковом возрасте. Психологические защиты могут оказывать влияние на формирование тех или иных особенностей личности подростка, в том числе и эмпатии. Эмпатия это интегративное образование, выступающее как сторона межличностных отношений и одновременно как результат межличностного взаимодействия.

Представляется целесообразным исследовать психологическую защиту и ее связь с уровнем развития эмпатии у девиантных подростков.

Была проведена психологическая диагностика с целью определения уровня развития эмпатии и выраженности тех или иных психологических защит у подростков. В ходе психологической диагностики нами применялись следующие методики:

. методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова;

. методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

. методика "Индекс жизненного стиля" Р. Плутчика.

Было проведено исследование среди учащихся старших классов ГОУ ОО "Омская специальная общеобразовательная школа закрытого типа". Данная школа предназначена для подростков с отклоняющимся от общепринятых правовых и морально-нравственных норм поведением. В исследовании приняли участие 24 подростка мужского пола в возрасте 13 - 15 лет.

Исследование показало, что высшие психологические защиты, действительно, оказывают влияние на развитие эмпатии. Установлено наличие взаимосвязи между такими психологическими защитами, как реактивное образование, интеллектуализация и компенсация и уровнем развития эмпатии у подростков. Наличие данной взаимосвязи можно объяснить тем, что функционирование некоторых видов психологической защиты ведет к изменениям в мотивационной системе личности. При доминировании высших психологических защит изменение мотивационной системы личности происходит таким образом, что формируются более сложные потребности, в том числе и альтруистические потребности, ведущие за собой развитие эмпатии. На основании полученных данных сделан вывод о взаимосвязи высших видов психологической защиты и уровня развития эмпатии, что может быть использовано при коррекции и профилактике девиантного поведения.

Таким образом, данная работа затрагивает важный и малоизученный аспект в теории психологических защит, а именно, взаимосвязь психологических защит эмпатии.


Определение понятия «Психология управления»
Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивае ...

Особенности игровой деятельности
С раннего возраста для игровой деятельности характерны элементарные формы. Отмечается либо полное игнорирование игрушек, либо их рассматривание без стремления манипулировать. В основном наблюдаются кратковременные или более длительные стереотипные действия с такими предметами обихода, как веревочки, ключи, гайки, бутылки и т. д. Реже вс ...

Народная мнемотехника
К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для се ...