Концепция пенитенциарной школы
Страница 2

Материалы » Концепция пенитенциарной школы

Отсюда вытекает первый принцип построения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой человек– главная ценность

педагогической

культуры

. Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.

Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно

-ориентированный

подходк образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.

Многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества (часть из них вернутся в семьи, живущие в новых социальных условиях).

Отсюда вытекает третий принцип построения пенитенциарной школы – ресоциализацияличности учащихся. Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.

Поэтому четвёртый принцип построения пенитенциарной образовательной системы – культурная идентификация учащихся

(переживание чувства принадлежности к национальной культуре). [ 3]

Таким образом, вся система образования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно на антропологических ценностях.

Рассмотрим назначение этих функций.

Образовательная функция должна формировать общую культуру учащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную, творческую, гуманную, адаптивную личность.

Функция ресоциализации состоит в профессиональной адаптации учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении их деловой квалификации.

Валеологическая функция заключается в санитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологических тренингов, популяризации валеологических знаний.

Рекреационная функция организует досуговое пространство как сферу восстановления психофизических сил, здоровья и творческого потенциала.

Функция самоактуализации должна формировать в сознании учащихся понимание своей самоценности, уникальности и полезности обществу.

Коррекционная функция школы выполняет роль практической реализации методов и приёмов коррекционной педагогики и психологии. [ 5]

В любой школе при ИУ преобладает, как правило, контингент 8 – 12 классов. В начальных классах монокомплексной школы (все в одной комнате под руководством одного педагога). Если не набирается класс-комплект из 25 человек, (что обычно бывает в 5-7 классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения.

Обычно пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней): часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть – наоборот. Смены меняются через неделю.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. [ 2]

В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.

Главная задача

пенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой - это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель – ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии. Находятся учителя, которые постоянно на уроках думают, что перед ними преступники.

Страницы: 1 2 3 4 5


Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления разв ...

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии
Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно ...

Сущность поступка в психологии
Ряд психологов понимают под поступком действие, которое выражает отношение человека к другим людям, поставленной задаче, существующим социальным нормам, ценностям и поэтому, как правило, подвергающееся общественной оценке. Так, С.Л. Рубинштейн называет поступком действие, в котором выражена позиция, сознательное отношение человека к дру ...