Последствия стресса. Выход из стрессовых ситуаций
Страница 1

Стресс вызывает в организме значительные сдвиги, в большинстве своем негативные. К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация – тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, отчаяние, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести. Рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Люди определенного психологического склада обычно разряжаются за счет других (подчиненных, членов семьи и т.д.), перенеся на них свое раздражение, но это не всегда приносит облегчение.

Для сдержанных людей, хранящих свои чувства «в себе», не выплескивая их на окружающих, этот способ и вовсе неприемлем. Традиционные в нашей культуре способы – алкогольный, парильно-саунный, азартно-преферансный, комбинированный – имеют свои очевидные минусы.

Чтобы снять возбуждение иногда человек использует все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом). Чем увлекательнее дело, на которое пытаешься переключиться, тем легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Не стоит омрачать свое будущее негативными ожиданиями: «А вдруг случится… Как бы чего не вышло…». На будущее лучше смотреть как на возможность решения сегодняшних проблем, а не источник новых.

Необходимо помнить: «Каждый из нас капитан своего корабля». По отношению к самому себе, к своему организму, к своей личности нужна верность и порядочность.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Важно принять жизненные обстоятельства, не жалея о несовпадении желаемого и действительного. Необходимо предпринимать реальные шаги, чтобы изменить что-то в своей жизни.

Для того, чтобы навести порядок в своем внутреннем психологическом пространстве, необходимо забывать негативные эмоциональные состояния, освобождаться от груза негативных воспоминаний.

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать, чтобы получать побольше приятных стрессов и свести к минимуму количество неприятных.

Так можно ли «выскочить» из стресса?

В психологии существует понятие направленность личности. В двух словах – это способность грамотно прочитывать и оценивать ситуацию. Понимать, содержит ли свежая информация (а она свежая непрерывно, каждый день) угрозу, и если да, толково реагировать на нее. Почему там, где один лезет на стену, другой совершенно спокоен?

Страницы: 1 2


Виды групп и их функции
Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные ...

Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности, в том числе и на качестве овладения учебной деятельностью, которая является ведущей в младше ...

Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности изучены пока недостаточно, наука находится лишь на подступах к решению этих сложных про ...