Абрахам Маслоу. Научное наследие.
Страница 1

Материалы » Психология А. Маслоу » Абрахам Маслоу. Научное наследие.

Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования другого пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и би­хевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он за­нимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психоло­гической ассоциации.

Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является анти­доктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремление к равновесию со средой. Как и Г.Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, уко­рененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно А. Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в пси­хике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией, которая исследовала бы «Я-концепцию» личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных эксперимен­тов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихе­виоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретиче­ских рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализа­ции» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом от­клоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую при­роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее ода­ренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемна­дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определен­ная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Эти потребности можно представить в виде следующей пирамиды :

Самоактуализация

Потребность в уважении

Любовь, принадлежность

Потребность в безопасности

Физиологические (сон,еда и т.д.) потребности

Страницы: 1 2


Социальная коллективность. Отношения между индивидом и коллективом.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицир ...

Каузальная атрибуция
Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что они делают с этой информации, для ответа на вопрос о причинах. Помимо этих проблем социального восприя ...

Психосемантика осознанного и неосознаваемого
Изучение осознанного восприятия рекламных сообщений проводилось с помощью анкеты, разработанной на основе метода семантического дифференциала Ч. Осгуда. Анализ неосознаваемого восприятия осуществлялся в виде фоносемантической экспертизы текста рекламы в программном обеспечении ВААЛ. Для математической обработки полученных данных применя ...