Абрахам Маслоу. Научное наследие.
Страница 1

Материалы » Психология А. Маслоу » Абрахам Маслоу. Научное наследие.

Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования другого пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и би­хевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он за­нимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психоло­гической ассоциации.

Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является анти­доктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремление к равновесию со средой. Как и Г.Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, уко­рененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно А. Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в пси­хике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией, которая исследовала бы «Я-концепцию» личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных эксперимен­тов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихе­виоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретиче­ских рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализа­ции» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом от­клоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую при­роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее ода­ренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемна­дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определен­ная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Эти потребности можно представить в виде следующей пирамиды :

Самоактуализация

Потребность в уважении

Любовь, принадлежность

Потребность в безопасности

Физиологические (сон,еда и т.д.) потребности

Страницы: 1 2


Мимика лица
Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитиров ...

Модуляция.
Вариации в конструкционной системе человека ограничены проницаемостью тех конструктов, внутри зоны применимости которых заключены эти варианты. Хотя люди способны пересматривать свои конструкционные системы эта способность ограничена. Проницаемость подразумевает то, насколько легко какой-то конструкт можно приложить к новым событиям ил ...

Фактор произвольной регуляции психической деятельности
Связан с работой лобных отделов мозга морфогенез и функциогенез продолжается, по данным многих исследований, до 20 – летнего возраста. В произвольную регуляцию включаются: ü Постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; ü Планирование; ü Контроль Именно кон ...