Когнитивная антропология: предметное поле и перспективы развития

Материалы » Проблема антропологии мышления » Когнитивная антропология: предметное поле и перспективы развития

Однако с развитием культуры антропология значительно расширила свои границы и приобрела междисциплинарный характер. Тема нашего исследования – когнитивная антропология – является одной из перспективных направлений развития современного антропологического знания. Ведущий российский этнопсихолог – С. Лурье подробно проанализировала историю развития когнитивной антропологии. Е. исследования стали основой нашего осмысления предметного поля и динамики развития психологического направления в антропологии.

Франц Боас, один из основателей современной антропологии, считал, что каждая культура имеет свой уникальный путь развития и может быть понята, как историческое явление. Еще в 1901, Боас говорил "об изучении человеческого ума" и "бесконечного разнообразия его форм" как "одной из целей антропологии". А в 1904 году, в своей работе "История антропологии", как две основные ветви дисциплины, он рассматривал "психологическую антропологию" и "биологическую антропологию". Основанием "психологической антропологии" Боаса, как и всей его антропологической мысли, - была система эпистемологических (познавательных) и психологических положений.

Итак, когнитивная антропология возникла в середине 1950-х г. как результат изменения определения культуры, наиболее важной концепции культурной антропологии. В то время как раньше на культуру смотрели как на включающую поведение и события в психический мир, то к этому времени она стала определяться более узко как система знания - как внутренняя система, управляющая реальным поведением и наблюдаемыми событиями.

Когнитивная антропология по многим свои подходам близка к психологической антропологии и этнопсихологии. Хотя при подробном рассмотрении предметного поля этих наук обнаруживается ряд отличий.

По определению одного из ведущих антропологов-когнитивистов Роберта Редфильда, картина мира - это ведение мирозданья, которое характерно тому или иному этносу, это представление о самих себе. Но когда этнопсихология, предполагает взгляд на культуру со стороны, то в ответ когнитивная антропология, пытается занять место хранителя культуры, она пытается посмотреть на мирозданье глазами обывателей. Она пытается понять их жизнь, как они мыслят, как они воспринимают и переживают на опыте, как они ведут себя в той или иной ситуации, их чувства, эмоции. И только "заглянув", в самое сердце народа, можно с полной уверенностью понять и описать мир людей.

Главным объектом, на который направлена исследовательская деятельность когнитивной антропологии - это изучение системы ментальной организации элементов культуры. Это значит, что у каждого народа свой менталитет, свое мышление и свои эмоции.

В настоящее время основными понятиями когнитивной антропологии можно считать схемы, рамки, событийные сценарии.

Наиболее широкое распространения получила теория схем. Согласно ей, теория схем – это теория знаний, их репрезентаций и использования. То ест все знания, хранимые в памяти культуры, упакованы в определенные элементы, которые и называются схемами.

Например, антрополог-когнитивист Р. Д’Андрад, в своей когнитивной схеме связывает культуру и психологию человека, тем самым, проникая в психику человека в процессе его социализации.

Когнитивная антропология, продолжая традицию, заложенную исследованиями картины мира., исследует те значения и смыслы, которые члены культуры вкладывают в ее различные элементы, как они видят связи между элементами своей культуры, как понимают окружающий их мир и как организуют свою жизнь в соответствие с этим пониманием. Однако, именно с зарождением когнитивной антропологии, этнологии начинают концентрировать свое внимание на значениях различных предметов и явлений в разных культурах, все больше увлекаются знаковыми системами и все менее интересуются психологическими проблемами этнологии. С этого момента начинается разрыв между культурологическими и психологическими исследованиями, последствия которого продолжают, сказываться и по сей день.


Центральное понятие психотерапии – «поведение человека».
Несмотря на большое разнообразие внутри поведенческой психотерапии, философия и основные принципы представителей этого направления остаются относительно стабильными. Поняв эти принципы и модель поведения, мы получаем возможность лучше понимать специфические методы, которые могут значительно отличаться друг от друга. Центральным понятие ...

Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам
Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно – психологической экспертизы. Судебная психология в качестве предмета включает изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственн ...

Классификация и характеристика эмоций и чувств
Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства ...