Основные понятия о жестикуляции

Материалы » Жесты как язык общения » Основные понятия о жестикуляции

Убедительность говорящего (в частности, докладчика) напрямую зависит от того, насколько сигналы уровня содержания согласованы с сигналами уровня отношений. Аналоговые сигналы жестикуляции (или "язык рук") в значительной мере дополняют словесную информацию. Это становится особенно важным, когда мы не можем разглядеть лица говорящего (например, если он отвернулся или находится далеко от нас) или если плохое освещение затрудняет понимание мимики. Надо отметить, что бесконечно трудно контролировать собственную мимику, почти также сложно "обманывать" с помощью рук. Если некто в состоянии внутреннего возбуждения пытается выглядеть спокойно, руки его обязательно выдадут. Так, например, волнение человека выдает мгновенно сплющенная сигарета - в таком состоянии не каждому дано соизмерять силу своих пальцев.

Специальные микроаналитические исследования также подтверждают, что поза, глазное веко и движения рук являются важнейшими сигналами, по которым можно распознавать тщательно скрываемые намерения вашего собеседника.

Что касается количественной оценки движения, то она производится с помощью понятия темпа движения.

Из всей совокупности жестов можно выделить условно следующие группы:

- жесты — иллюстраторы (жесты сообщения) — указатели, образ­ные картины изображения, движения телом, своеобразные движения руками, соединяющими воображаемые предметы вместе;

- жесты —регуляторы (жесты отношения говорящего к чему-либо) -улыбки, кивок, направление взгляда, целенаправленное движение руками;

- жесты — эмблемы (заменители слов или фраз в общении) — на­ пример, сжатые в форме рукопожатия руки на уровне пояса означают «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания»;

- жесты - - адаптаторы (специфические привычки, связанные с движением рук) — почесывание, касание, поглаживание, перебира-ние отдельных предметов и т.п.;

- жесты — аффекторы — выражают через движения тела и мышцы лица определенные эмоции;

- жесты — оценки — почесывание подбородка, вытягивание указа­ тельного пальца вдоль щеки и т.д.;

- жесты —уверенности — соединение пальцев в пирамиду куполом вверх;

- жесты нервозности и неуверенности — переплетение пальцев рук, постукивание по столу пальцами, пощипывание ладони и т.д.;

- жесты ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

- жесты отрицания — сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус тела, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

- жесты расположения — прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику, движение рук ладонями вверх;

- жесты агрессии и готовности — человек стоит, положив руки на бедра.

Положение тела и головы передают большой объем важной информа­ции о том, открыт человек для общения или нет, напряжен или удовле­творен. В ситуациях, когда человек не скрывает своих намерений, положение тела (поза) может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Если соответствие между мыслями и словами нару­бается, то эта линия становится ломаной.


Отношения и социально-психологические качества личности
Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в пси ...

Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что ...

Диагностика межличностных отношений в классе
Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений меж­ду ребятами в классе мож ...