Исторический аспект формирования и развития профориентации
Страница 1

Материалы » Психологические аспекты профессиональной ориентации » Исторический аспект формирования и развития профориентации

Зачатки профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.

Основная история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в общественном укладе. К концу 19-го - началу 20-го века относятся первые примеры попыток изучить индивидных и личностных свойств. Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция). Впервые в 1908 году в г. Бостоне Ф. Парсонс организовал профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу. комплекты видеонаблюдения екатеринбургкупить

Первое бюро профконсультации в России было создано по инициативе В.М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и научно-исследовательском институте по изучению мозга. В дальнейшем эта идея В.М. Бехтерева получила свое развитие в трудах С.Г. Геллерштейна.

Отечественные педагоги и деятели народного образования этого периода, такие как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и другие также рассматривали решение проблемы профориентации учащихся в неразрывной связи с интересами подростков.

В 1932 году вышла книга А.Б. Болтунова «Принципы и система профориентации в школе». Исследование, проведенное им, показало, что профориентационная работа в школьной практике проводилась лишь в выпускных классах. А.Б. Болтунов предложил проводить данную работу на всем протяжении обучения учащихся в школе. При этом он подчеркивал, что она должна осуществляться в учебном процессе.

Заслуживает внимания предложенная им система профориентационной работы с учащимися. Она включала следующие структурные компоненты:

1) профпросвещение (на уроках, беседах, лекциях, встречах с передовиками труда, в процессе экскурсий);

2) профконсультация, основанная на длительном педагогическом

3) наблюдении за учащимися в учебно-воспитательном процессе, а также по

4) следующем медицинском и психотехническом обследовании;

5) профотбор (профподбор) в учебное заведение или на работу на основе профконсультационного заключения;

6) профадаптация, заключающаяся в проверке правильности

7) профконсультационных заключений, выданных учащимся [Пряжникова Е.Ю., 2005, с.43]

Активно претворялась в практике профориентационной работы также высказанная А.Б. Болтуновым идея взаимодействия школы, семьи и профконсультационных учреждений.

В 50-х годах в США была разработана новая теоретическая концепция профориентации - теория профессионального развития. Автор ее - А. Маслоу [Укке Ю.В. 1972,с.11]. В концепции профессионального развития выдвигается идея так называемой самоактуализацией человека.

Значительный вклад в становление концепции профессионального развития внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса развития, по мере взросления ребенка усиливается связь его с реальной действительностью. Д. Сьюпер выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального развития. По его мнению, на каждом этапе необходим свой подход к профессиональному развитию личности. Соотнесение этапов профессионального роста с содержанием подготовки на каждом из них показывает, что это прогрессивный длительный процесс, имеющий определенную структуру. В 1952 году Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую «Теорию профессионального развития». В ее основе лежат следующие положения:

• люди отличаются друг от друга по их способностям и интересам;

• они обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;

• каждая профессия предъявляет свои требования к личности.

• Личность должна отвечать специфическим требованиям профессии, про

• являть упорство в овладении ею, а также уметь взаимодействовать с другими людьми в труде;

• предпочтение человеком данной профессии, его компетентность, общение на работе, профессиональный рост - все подвержено изменениям и ничто не остается стабильным, кроме желания утвердить свое

• «Я». Все это позволяет сказать, что процесс вхождения в профессию - самоутверждающий, изменчивый и длительный;

• этот процесс может быть разделен на стадии жизни;

• тип карьеры определяется социально-экономическим статусом

• семьи индивида, его умственными способностями и личными чертами, а

• также наличием возможности для раскрытия своих способностей;

• развитием в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя профессиональные способности и интересы индивида, а также помогая

Страницы: 1 2


Введение.
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и ...

Три типа конфликтной ситуации К. Левина
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации. 1. Человек находится между двумя положител ...

Темперамент
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние конституциональные и нейродинамические ...