Представление

Представление – это образ ранее воспринятого предмета. Представления характеризуются содержанием. Содержание представлений выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов.

Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действительностью. Ценность, верность представлений зависит от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям. Ведь человек планирует свои действия в сознании на базе представлений. Затем он действует в соответствии с планами. Планы предопределяют результативность действий, но сами зависят от верности представлений, от их соответствия действительности.

От связи с действительностью зависит и другая качественная характеристика представлений – их действенность. Это то, насколько представления позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Представления, сформированные только на основе учебного материала и не подкрепленные практическим знакомством с лежащей в их основе действительностью, менее практичны, менее действенны.

Мера связи с действительностью и действенность представлений зависит от их конкретности и обобщенности. Конкретность представлений – в их соответствии объектам. Представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными. Например, представление или образ знакомого лица, образ оборудования, на котором проводятся практические занятия. Обобщенность представлений – в преимущественной выраженности в них сущности предметов или явлений. Представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными или абстрактными. Например, представление о работе ракетного двигателя. В обобщенных представлениях расширяется понимание действительности и углубляется понимание конкретного.

Представления человека могут характеризоваться также их яркостью, отчетливостью, образностью. В этих качествах отражается опорная возможность представлений для творческой деятельности сознания: понимание учебного материала, осмысление событий, принятия планов, предвидения. Яркость, отчетливость и образность представлений развиваются на базе всестороннего изучения предметов и материалов, на базе широкого использования всех средств обучения. Существуют различные виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, осязательные и смешанные представления. Причем тот или иной вид может быть преимущественно развит. И это зависит от жизненного и профессионального опыта, а также от уровня развития соответствующих органов чувств. Например, телеграфист обладает большим запасом звуковых представлений, механик-водитель – двигательных и т.д.


Спортивная мнемотехника
С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года. Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спект ...

Люди как исследователи
Келли придавал большое значение тому, как люди интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни – модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Он делает предположение, что подобно ученому, который ...

Коррекция и психологическая помощь при аномальном развитии
Наиболее востребованная сфера деятельности клинического психолога определяется факторами: рост количества психологических трудностей развития детей, часто встречается возрастная симптоматика связанная с психологическими трудностями в результате несоответствия социально культурных нормативов: школьная не успеваемость, дисадаптация, эмоц ...