Динамика привязанности в первые годы жизни ребенка

Материалы » Психология детских эмоций » Динамика привязанности в первые годы жизни ребенка

В последнее время внимание психологов всего мира направлено на проблемы раннего детства. Именно в этот период происходит интенсивное развитие и рост человека. Новообразования, приобретенные в этом промежутке времени оставляют отпечаток на всем онтогенезе человека. Обеспечение безопасности, стабильности и комфортной жизни ребенка есть ни что иное, как фактор, ведущий к формированию привязанности ребенка к взрослому. Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития младенца. Х. Фалберг определяет привязанность как стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Привязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации Привязанность ребенка, как и у животных, обусловлена врожденными, генетическими механизмами и обеспечивает выживание и благополучие потомства (М. Эйнсворт, И. Боубли).

Ранний возраст – время интенсивного развития ребенка, приобретения новых навыков, новообразований, преломлений в ходе кризисов. Ребенок меняется очень быстро, меняются его отношения с взрослыми, главным образом с матерью. Развитие отношений ребенка с матерью на протяжении его первых двух лет жизни характеризуются определенной динамикой привязанности.

Исследование проводилось на протяжении двух лет, в условиях естественного эксперимента, в котором изучалось изменение поведения ребенка в непривычной ситуации, а именно при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. При диагностировании фиксировались изменения следующих показателей: адресованность, вокализации, длительность, интенсивность, так же фиксировалось характеристики взгляда.

Полученные данные позволяют судить об интенсивном развитии привязанности: в период от 5 месяцев до 9 месяцев привязанности ребенка к матери начинает более активно проявляться – все активные действия направлены на взрослого (общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни). Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Формой общения ребенка с взрослым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно - мимические средства. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них - «выделенность» самого себя и начальная форма самосознания.

Результаты исследований, проведенных в 5 месяцев и в 9 месяцев, имеют отличия, т.к. формирование привязанности проходит через несколько стадий. Первоначально привязанность проявляется как начальная ориентировка и неизбирательная адресация сигналов любому лицу. Затем привязанность проявляется достаточно ярко, что характерно для надежного типа привязанности, когда ребенок использует мать в качестве "надежной базы" для исследовательского поведения и источника, дающего чувство защищенности.


Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются. В самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы ...

Ригидный характер
Самой значительной травмой здесь является переживание разочарования в стремлении добиться эротического удовлетворения, главным образом на генитальном уровне. Это происходит при запрещении детского сексуального развития, а также в отношениях с родителем противоположного пола (не было отца). ...

Нарративный анализ национальной идентичности
История исследования национальной идентичности характеризуется взаимно изолированным развитием двух направлений - историко-социологических исследований наций и национализма и кросс-культурной психологии. Первое из этих направлений, опираясь на концептуально-философское наследие, стремится к построению всеобъемлющей теории, объясняющей ...