Социально психологический тренинг
Страница 2

Материалы » Понимание механизма ложного и правдивого » Социально психологический тренинг

анализ научно-популярной и методической литературы;

психодиагностический метод;

анкетирование;

математико-статистический метод обработки данных.

Вся работа проведена в шесть этапов.

На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы и осуществлялся выбор диагностического материала. В результате этого выбрана методика "Рельеф психического состояния" (Прохоров А.О.) и разработана специальная анкета на определение психического состояния в разные временные форматы.

На втором этапе проводилось исследование среди студентов IV - V курсов в возрасте 21-22 лет. Им предоставлялся бланк с 40 показателями, где они оценивали свое состояние по специальной шкале: отдельно для минутного, часового, суточного ритмов.

На третьем этапе определялся выбор наиболее типичных психических состояний в различные временные форматы.

На четвертом этапе проводился корреляционный анализ 40 основных характеристик психических состояний методики "Рельеф психических состояний" по коэффициенту корреляции Пирсона в минутный, часовой, суточный ритмы.

На пятом этапе изучалась взаимосвязь психических состояний между собой по коэффициенту корреляции Пирсона в различные временные форматы.

На шестом этапе выявлялись особенности пространственно-временной организации психических состояний.

Таким образом, мы можем сказать, что:

При сравнении психических состояний в различные временные форматы мы установили, что состояние сонливости больше всего осознается в данный момент времени, а затем постепенно в течение дня ослабевает. При этом увеличивается процент учащихся, которые к концу дня испытывают состояние усталости, но в данный момент времени они ее не ощущают. Состояние радости осознается испытуемыми в течение какого-то определенного времени, также как и состояние печали. Состояние спокойствия испытуемые осознают как в данный момент, так и в течение всего дня.

Большую взаимосвязь имеют следующие показатели:

минутный диапазон времени: психические процессы (представление, речь, воля); физиологические реакции (мышечный тонус), шкала переживаний (пассивность-активность, тяжесть - легкость), шкала поведения.

часовой диапазон времени: психические процессы (почти все процессы взаимосвязаны), физиологические реакции (мышечный тонус, координация движений, органы дыхания), шкала переживаний (легкость и раскованность), поведение (целеустремленность и контроль).

суточный диапазон времени: психические процессы (представление и воля), физиологические реакции (мышечный тонус, сердечно-сосудистая система, органы дыхания), поведение (пассивность – активность).

Малую взаимосвязь показали:

минутный ритм: психические процессы (ощущение), физиологические реакции (желудочно-кишечный тракт, состояние слизистой оболочки полости рта), шкала переживаний (тоскливость - веселость).

часовой диапазон времени: физиологические реакции (желудочно-кишечный тракт и окраска кожных покровов).

суточный диапазон времени: физиологические реакции (желудочно-кишечный тракт), шкала переживаний (веселость, оптимистичность).

4. При анализе временных ритмов по коэффициенту корреляции Пирсона, взаимосвязь наблюдается между часовым и суточным ритмом (P≤0,01). Минутный ритм не корреллирует ни с часовым, ни с суточным ритмами. Можно сделать вывод о том, что те состояния, которые мы испытываем в данный промежуток времени, не проявятся в течение часа или дня. Но те психические состояния, которые мы испытали, осознали и восприняли в течение часа, влияют на поведение человека в течение всего дня и могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие.

В результате проведенного исследования мы выявили ряд особенностей пространственно-временной организации психических состояний.

Первая особенность заключается в том, что состояния, переживаемые нами на данный момент не сказываются на дальнейшем их развитии в течение дня. Состояния же, испытываемые нами в течение часа, явно сказываются на нашем состоянии в течение всего дня.

Вторая особенность заключается в том, что наши психические состояния изменяются в течение всего дня, усиливаясь и ослабевая.

Третья особенность заключается в том, что психические процессы оказывают влияние на поведение, действия, поступки и способствуют получению какого – либо результата.

Четвертая особенность выражена тем, что ощущения со стороны желудочно – кишечного тракта связаны с процессами представления, восприятия и речи, а также с поведением. Ощущая запах пищи, представляя ее и говоря о пище, у нас проявляется соответствующая физиологическая реакция и поведение соответственно.

Пятая особенность заключается в том, что психические состояния и переживания влияют на поведение человека.

В дальнейшем мы планируем изучать влияние личностных характеристик на особенности пространственно-временной организации психических состояний.

Страницы: 1 2 


Факторы риска патологических подростковых кризов
Исследование К.С. Лебединской, М.М. Райской и Г.В. Грибановой (1988) клинико-психологических особенностей подростков с нарушениями в аффективной сфере позволяет сделать, важные выводы, отражающие патогенез нарушений поведения у подростков. Нарушения поведения у подростков с явлениями психической неустойчивости, аффективной возбудимости ...

Третья позиция - беспристрастно наблюдать и оценивать ситуацию.
Третья позиция в переговорах с людьми - это умение взглянуть со стороны и беспристрастно на всю ситуацию, связанную с контактом. На цель контакта, свою позицию, позицию партнера, на интересы, которые движут партнерами, на проблемы и препятствия. Умение оценить, на какой стадии находится ситуация переговоров, каковы перспективы, что сто ...

Эмоционально-личностное общение в период новорожденности
Младенчество – период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют 3 этапа: Новорожденность (первый месяц жизни) – возрастной период от рождения до четырех–шестинедельного возраста, в ходе которого происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. Начало данного периода озн ...