Профессиональный выбор студентовСтраница 1
Для анализа влияния социально-психологических факторов на профессиональный выбор было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 1-4 курсов специальностей «Психология» и «Природопользование», всего 165 человек, в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 60,6% лиц женского пола и 39,4% - мужского, среди студентов-экологов 39% юношей и 61% девушек, а у студентов-психологов 8% юношей и 92% девушек.
Для исследования была специально разработана анкета, благодаря которой удалось выявить некоторые социально-психологические факторы, повлиявшие на сделанный профессиональный выбор и на структуру самоотношения студентов. Для более развернутой картины был также использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Кроме того, в исследовании были учтены возрастные особенности, курс, место обучения до поступления на данные специальности.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась по Т-критерию Стьюдента, Спирмена; факторного и множественного регрессионного анализа с помощью пакета программ SPSS.
Проведенный анализ позволил обнаружить следующие преобладающие факторы. Эти факторы были названы определенной латинской буквой по алфавиту, а именно «А» мотивация, «F» (отношение к выбранной специальности), «K» (увлечение профессиональной литературой), «Е» (осознанность, самостоятельность выбора), «N» (профессиональное становление), «I» (семейное окружение), «С» (заинтересованность выбранной специальностью), «G» (престижность профессии). Такой фактор, как «F» (отношение к выбранной специальности), который выявлялся в предложенной анкете через категорию «Нравится, интересная, полезная» выбираемую большинством, как студентами- экологами, так и студентами-психологами.
Так на 1 курсе – 84% экологов и 100% психологов, на 2курсе – 78% экологов и 90% психологов, на 3 курсе – 76% и 85%, на 4 курсе – 76% и 100% от общего числа респондентов. Причем у студентов-экологов к старшему курсу процент снижается по сравнению с 1 курсом; у студентов-психологов такой тенденции не наблюдается. Другой не менее интересный фактор «К» (увлечение профессиональной литературой) показал, несмотря на то, что половина студентов читает научную и популярную литературу по избранной специальности по необходимости, на самоинтерес студентов это влияет положительно: на 1курсе – 80%, на 2курсе – 52%, на 3 курсе – 88%, на 4 курсе – 52% исследуемых студентов-экологов. У студентов-психологов по необходимости читает только 3 курс- 55% , на остальных курсах преобладает интерес к литературе: на 1 курсе – 60%, на 2 курсе – 62%, на 4 курсе – 53% исследуемых студентов-психологов.
Таким образом, как у студентов-экологов, так и у студентов-психологов чтение профессиональной литературы по необходимости ярко выражено на 3 курсе, что может быть связано с кризисом 3 курса «переломным периодом» в обучении. А вот о факторе «Е» (осознанность, самостоятельность выбора) по полученным данным можно сказать, что как студенты-психологи, так и студенты-экологи осознанно и самостоятельно сделали выбор будущей профессии. Так на вопрос «Самостоятельно ли был сделан выбор, осознанно ли?» на 1 курсе – 84% студентов-экологов ответили утвердительно и 16% - отрицательно, а у студентов-психологов 95% ответили утвердительно, на 2курсе – 76% студентов-экологов ответили утвердительно и 24% - отрицательно, у студентов-психологов 86% ответили утвердительно и 14%- отрицательно, на 3 курсе – 68% студентов-экологов ответили утвердительно и 32% -отрицательно, у студентов-психологов 70%-положительно, 30%-отрицательно; на 4 курсе – 76% студентов-экологов ответили утвердительно и 24% - отрицательно; студенты-психологи - 95% положительно. А вот при рассмотрении фактора«G» (престижность профессии) получили данные, что студенты-экологи считают избранную специальность очень престижной.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Таблица 1. Пе ...
Социально-психологическая характеристика работы юриста.
Коренные реформы, проводимые на современном этапе, изменение общественно-политической, социально-экономической структуры нынешнего общества, не могут не сказаться на повышении требований к работникам различных отраслей и сфер государственной деятельности, в том числе и к работникам юридического направления. Важной задачей здесь является ...
Модель личности юриста в соответствии
с квалификационными характеристиками профессиональной подготовленности
Результатом морально-психологической подготовки юристов служит:
- достаточно высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств;
- способностей, связанных с адекватным и быстрым принятием решений при выполнении оперативно-служебных задач;
- коммуникативная компетентность.
Юрист должен в определенной степени ...