Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией
Страница 1

Материалы » Самоопределение школьников и студентов » Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией

В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессиональной Я-концепции и образа Я. Другие ученые обращаются к рассмотрению понятий образ Я и самооценка через посредство более общего понятия – Я-концепции.

Встречаются и те авторы, которые в большей степени обращены к соотношению понятий Я-концепция и самосознание. Таким образом, на данном этапе развития отечественной и зарубежной психологии пока нет единого мнения по поводу определения профессиональной Я-концепции, ее структурных и содержательных компонентов, места в целостной структуре личности человека, особенностей развития на разных возрастных этапах.

В основе процесса социализации старшего школьника (то есть периода активного становления жизненной позиции человека) лежит взаимодействие всех ее компонентов: адаптации, интеграции (в том числе и выбор будущей профессии), саморазвития и самореализации. Среди исследователей, занимающихся данным вопросом, также пока нет единого общепринятого мнения о том, как же подобное взаимодействие осуществляется. Нет общепринятой точки зрения на то, насколько успешно в зависимости от уровня сформированности профессиональной Я-концепции молодых людей старшего школьного возраста происходит их социально-психологическая адаптация.

Изучение особенностей профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации, современных подходов по этому вопросу и их синтез позволяет:

1) спрогнозировать поведение молодых людей в различных ситуациях;

2) раскрыть особенности их личности в целом;

3) понять, какие необходимо создать условия для обучения и воспитания в учебном заведении.

Таким образом, проблема изучения профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации имеет практическую и теоретическую значимость. Исследование данной проблемы открывает перспективу использования полученных данных в области психологических дисциплин, а также в смежных с ними науках, особенно в педагогической практике.

Осуществленный нами теоретический анализ проблемы профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации позволил нам выдвинуть гипотезу: учащиеся, имеющие более дифференцированную и позитивную профессиональную Я-концепцию, обладают более высоким уровнем социально-психологической адаптации по сравнению с учащимися, обладающими менее дифференцированную и негативную профессиональную Я-концепцию.

На проверку данной гипотезы было направлено эмпирическое исследование, цель которого состояла в изучении особенностей профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации. В качестве базы эмпирического исследования выступили кулинарный колледж № 53 и музыкальной педагогическое училище им. Ростроповичей (г. Воронеж), в которых учащиеся получают среднеспециальное образование. Объектом эмпирического исследования являлись юноши и девушки 15–16 лет, обучающиеся на 1 и 2 курсах указанных выше среднеспециальных учебных заведений. Общий объем выборки составил 62 испытуемых.

В работе использовался следующий комплекс диагностических методик:

1) методика определения характеристик социальной адаптации (автор – А.К. Осницкий), которая позволяет выявить уровень адаптации к условиям обучения в среднеспециальных учебных заведениях;

2) методика личностного дифференциала (как вариант метода семантического дифференциала Ч. Осгуда), которая дает возможность выявить особенности профессиональной Я-концепции учащихся среднеспециальных учебных заведений При интерпретации полученных данных учитывалось то, что они являются субъективными и отражают эмоциональное отношение человека к своему образу профессии;

Страницы: 1 2


Потребность в самоактуализации
Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойс ...

Речевая ситуация. Виды ситуаций.
Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, ее течение, сплетение событий, т.е. ситуация. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению. Ситуации бы ...

Рабочий коллектив как форма организации малой группы, его психологическая характеристика
Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы. Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии групп. В психологической динамике группы, начиная с момента ее возникнов ...