Исследование потребностей студентов вуза
Страница 1

Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной эпохи превращают проблему исследования потребностей в одну из наиболее актуальных, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня готовности личности и общества к важным социальным трансформациям.

Бесспорно, актуальным является исследование потребностей студентов высшей школы. Собственно потребности именно этой социальной общности являются показателем путей дальнейшего развития образования, социально-экономической и социокультурной сфер общества. Исследование потребностей в процессе обучения в вузе позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие деятельность личности студента, описать характер ее образовательной активности, отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и развития личности студента, как в сфере образования, так и за ее пределами.

Методологической базой анализа указанной проблемы является теория потребностей, которая разработана и представлена в трудах таких авторов как Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Иванчук, Н.С. Кузнецов, Н.Н. Михайлов, А.В. Маргулис, А. Маслоу и др. Изучение потребностей в сфере образования предполагает анализ общетеоретических проблем образования, которые раскрываются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Беляевой, Б.М. Бим-Бада, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, А.С. Запесоцкого, Г.П. Зинченко, И.С. Кона, В.С. Леднева, В.Д. Семенова и др.

В связи с актуальностью изучения указанной проблемы, одно из направлений нашего комплексного исследования было посвящено выявлению доминирующих потребностей студентов вуза. В исследовании, которое проводилось в середине второго семестра учебного года (2007 г.), приняли участие 263 студента 1 (84 чел.), 3 (85 чел.) и 5 (94 чел.) курсов Северо-Осетинского государственного университета.

Так, для студентов 1, 3 и 5 курсов в количестве 19%, 20% и 25,5% соответственно доминирующей является «материальная потребность». На этапе окончания профессионального обучения студентам 5 курса особенно важно быть финансово независимыми и самостоятельно обеспечивать себя.

У студентов указанных курсов в количестве 10,7%, 15,3% и 13,8% соответственно доминирует «потребность в безопасности». Как видим, данная потребность наиболее актуальна для студентов 3 и 5 курсов. Это может быть связано: с переживанием кризиса в связи с выбором специализации и переоценкой выбранного профессионального пути у студентов 3 курса; с переживанием кризиса, когда появляются сомнения в своей профессиональной готовности, в неопределенности профессионального поля реализации себя, страх перед новой ролью у студентов 5 курса. В целом же по выборке такие показатели можно объяснить озабоченностью вопросами будущего в профессиональном и личностном отношении, в связи с трудным социально-экономическим положением в республике, а так же с неспокойной ситуацией в регионе, что приводит к неопределенности, отсутствию уверенности в завтрашнем дне.

Страницы: 1 2


О взаимосвязи между памятью и о сном.
Из кратковременной памяти информация записывается в промежуточную . Именно во сне происходит переписывание информации из промежуточной памятив долговременную и студент уже может идти на экзамен, помня то, что он учил. Сон бывает медленный и быстрый. Во время медленного сна мозг почти не работает, зато в быстром нейроны работают даже ...

Различное понимание мотивации
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса. Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным. Ориентация, основанная на характерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях, т.е. мотивация определяется главным ...

Какой должна быть наука о поведении
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явлению. Люди, по своей сути, очень сложные, но, все же, машины. Хотя о ...