Функции человека в системе "человек - машина"
Страница 1

Материалы » Основы инженерной психологии » Функции человека в системе "человек - машина"

Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или командную, информацию. Человек также может выполнять функцию программирования работы всей системы или ее частей. Он может осуществлять наблюдение и контроль за работой системы. Наконец, оператор может быть исполнителем той или иной команды, то есть выполнять действия, непосредственно направленные на преобразования управляемого объекта. Обычно человек совмещает ряд функций, выполняя их последовательно или одновременно.

В ходе технического прогресса, особенно в связи с созданием кибернетических машин, отдельные функции человека в системах управления по приему, хранению, передаче и переработке информации стали постепенно передаваться машинам. Но создаваемые машины пока могут "решать" лишь частные задачи. Поэтому для того, чтобы обеспечить работу системы управления как целого, в нее обязательно должно быть включено звено, осуществляющее интеграцию всех остальных звеньев. Этим интегральным звеном современных систем управления, в которых широко применяются кибернетические машины, и является человек, так как его психические свойства позволяют наилучшим способом решать задачи интеграции. Именно он организует процесс регулирования и тем самым координирует работу всех элементов системы, связывая их в единое целое.

При оценке роли человека в системах управления, обусловленной развитием техники, нужно учитывать два органически связанных момента. С одной стороны, успехи техники создают возможность передать ряд весьма сложных функций человека машине: идет процесс частичной замены человека "машинными звеньями" систем. В связи с этим расширяется круг задач, которые способна решать система. С другой стороны, чем, больше число машин включается в процесс управления и чем более расширяется круг задач, тем большей становится необходимость интегрировать их работу. А это означает, что относительная роль человека в системе управления возрастает.

В отношении приема информации несомненные преимущества человека заключаются в том, что возможности его "сенсорного входа" не ограничены каким - либо одним способом подачи сигналов. Человек может получать информацию и непосредственно от регулируемого объекта, наблюдая за ним, и посредством тех или иных приборов. При этом переход от одного способа к другому, если позволяют условия, осуществляется сравнительно легко. "Сенсорный вход" человека характеризуется значительной пластичностью и гибкостью. Поэтому человек может правильно и точно оценивать сигналы, изменяющиеся по тем или иным признакам в довольно широких пределах. Так, если говорить о чтении письменной речи, то человек может читать тексты, напечатанные любым шрифтом и написанные любым почерком. Буквы могут значительно варьировать по величине, наклону, форме, некоторые из них могут быть даже частично стертыми, но это не помешает человеку читать текст. Возможности существующих "читающих" машин пока еще весьма ограничены.

Благодаря пластичности "сенсорного входа" оператор может оценивать состояние регулируемых объектов не только по тем сигналам, которые прямо ему и адресованы, но и по косвенным сигналам, не предусмотренным схемой системы управления. Благодаря опыту у оператора складываются свои способы приема информации, позволяющие ему "брать информацию за пределами рассчитанной системы управления". В отношении приема информации человек не ограничен конструкцией системы управления. Так, предположим, что в системе управления - по расчетам конструкторов - единственным средством подачи оператору информации об управляемом объекте должен быть тот или иной прибор или их комплекс. Прием информации рассматривается как считывание показаний приборов. Однако часто оказывается, что в реальном процессе управления оператор не ограничивается только считыванием показаний приборов, но ориентируется в обстановке и по многим другим косвенным сигналам (например, по вибрации пола, шуму мотора), разумеется, если они доступны для его органов чувств. При этом иногда косвенные сигналы служат для него источником гораздо большей информации, чем приборы.

Страницы: 1 2


Источники организационных конфликтов
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов» Направленность конфликтного поведения Отмечается испытуемыми в собственном поведении, %случаев Отмечается испытуемыми в поведении других, %случаев Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта 41 % 4% Склонность к компромиссным реше ...

Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива с ...

Адаптационный период ребенка-первоклассника
Реформа образования вновь поднимает вопросы адаптации ребенка к школе, его переживаний в начальный период обучения. На основании теоретического анализа проблемы переходного от дошкольного к младшему школьному периода поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в первые недели и месяцы пребывания в школе. ...