Особенности регуляторных функций и совладающего поведения у больных рассеянным склерозом
Страница 1

Материалы » Особые дети и школа » Особенности регуляторных функций и совладающего поведения у больных рассеянным склерозом

Рассеянный склероз (РС) представляет собой распространенное инвалидизирующее неврологическое заболевание лиц молодого возраста, при котором наблюдается многоочаговое поражение белого вещества ЦНС вследствие демиелинизации нервных волокон.

Многоочаговый характер поражения определяет многообразие и широкую вариативность клинических проявлений заболевания. Нарушения регуляторных функций, возникающие у больных с когнитивным дефицитом (40-60% больных), чаще имеют вторичный характер, как следствие снижения активационного обеспечения психической деятельности.

Но в некоторых случаях нарушения регуляции являются первичными с преобладанием трудностей программирования, инертности, снижения регулирующей функции речи.

В последние годы все более актуальным становится вопрос об экологической валидности данных, получаемых в ходе экспериментальных исследований.

В связи с этим значимым является изучение того влияния, которое оказывают изменения психического функционирования (в частности когнитивных и регуляторных функций) на реальную жизнь и поведение больного.

Внимание исследователей обращается на исследование качества жизни, адаптационных возможностей, совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.

Цель исследования. В представляемом исследовании была сделана попытка анализа особенностей совладающего поведения у больных рассеянным склерозом с разными симптомокомплексами нарушений когнитивных и регуляторных функций.

Учитывая тот факт, что стрессовые реакции являются весомым фактором в возникновении обострения, важным представляется изучение предпочтения больными адаптивных и дезадаптивных стратегий по совладанию со стрессовой ситуацией.

В связи с этим возникает проблема сопоставления предпочитаемых копинг-стратегий у больных РС и в группе нормы, а также у групп больных с разной степенью нарушений произвольной регуляции и контроля психической деятельности.

Исследование проводилось в ГКБ № 11, являющейся базой Московского Центра Рассеянного Склероза. В нем приняли участие 26 больных (13 мужчин и 13 женщин) с достоверным рассеянным склерозом по критериям Poser.

По характеру течения у 15 человек диагностирован вторично-прогрессирующий РС (далее ВПРС) и у 11 - ремитирующий РС (далее РРС). Средний возраст больных составил 33±6,8 лет.

В контрольную группу для сравнения показателей, выявляемых с помощью опросников, вошли 26 испытуемых эквивалентных экспериментальной группе по полу (13 мужчин и 13 женщин), возрасту (средний возраст 27,2±4,8) и уровню образования.

Методики. Для оценки общего состояния когнитивной сферы больных применялись пробы общего нейропсихологического обследования по методикам А.Р. Лурии.

Кроме того, в исследовании были использованы методики оценки регуляторных функций: Висконсинский тест сортировки карточек - 64, словесно-цветовой тест Струпа, методика свободных и направленных вербальных ассоциаций. Для оценки совладающего поведения использовался тест Лазаруса.

Основные результаты. Согласно полученным результатам, больные РС не представляют собой однородной группы по степени и характеру нарушений регуляторных функций и когнитивного функционирования.

В целом, больные РС демонстрируют большую вовлеченность в патологический процесс глубинных структур с влиянием на передние отделы головного мозга билатерально и задние отделы правого полушария.

Бóльшая степень нарушений характерна для больных с вторично-прогрессирующим типом РС и быстрым развитием патологического процесса.

В данной работе была сделана попытка рассмотрения совладающего поведения как сложной функциональной системы, одной из составляющих которой является произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Страницы: 1 2


Социализация и самоотношение детей в различных типах учебных учреждений
Эмпирическое исследование, выборка которого состоит из 50 учащихся младшего звена в возрасте 8-9 лет среднеобразовательной школы №53 и английской гимназии №76, было проведено с помощью использования следующего диагностического аппарата: 1. Проективная методика «Автопортрет». Для более полного и глубокого интерпретирования результатов ...

Понятие потребности
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытывае ...

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Практически любая деятельность юриста, так или иначе, связана с общением, при этом оно нередко составляет основное содержание его деятельности и является не обыкновенным, бытовым общением двух приятелей, а приобретает роль профессионального. Важно будет отметить, что профессиональное общение не всегда применяется юристом по своему усмот ...