Особенности регуляторных функций и совладающего поведения у больных
рассеянным склерозомСтраница 1
Рассеянный склероз (РС) представляет собой распространенное инвалидизирующее неврологическое заболевание лиц молодого возраста, при котором наблюдается многоочаговое поражение белого вещества ЦНС вследствие демиелинизации нервных волокон.
Многоочаговый характер поражения определяет многообразие и широкую вариативность клинических проявлений заболевания. Нарушения регуляторных функций, возникающие у больных с когнитивным дефицитом (40-60% больных), чаще имеют вторичный характер, как следствие снижения активационного обеспечения психической деятельности.
Но в некоторых случаях нарушения регуляции являются первичными с преобладанием трудностей программирования, инертности, снижения регулирующей функции речи.
В последние годы все более актуальным становится вопрос об экологической валидности данных, получаемых в ходе экспериментальных исследований.
В связи с этим значимым является изучение того влияния, которое оказывают изменения психического функционирования (в частности когнитивных и регуляторных функций) на реальную жизнь и поведение больного.
Внимание исследователей обращается на исследование качества жизни, адаптационных возможностей, совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Цель исследования. В представляемом исследовании была сделана попытка анализа особенностей совладающего поведения у больных рассеянным склерозом с разными симптомокомплексами нарушений когнитивных и регуляторных функций.
Учитывая тот факт, что стрессовые реакции являются весомым фактором в возникновении обострения, важным представляется изучение предпочтения больными адаптивных и дезадаптивных стратегий по совладанию со стрессовой ситуацией.
В связи с этим возникает проблема сопоставления предпочитаемых копинг-стратегий у больных РС и в группе нормы, а также у групп больных с разной степенью нарушений произвольной регуляции и контроля психической деятельности.
Исследование проводилось в ГКБ № 11, являющейся базой Московского Центра Рассеянного Склероза. В нем приняли участие 26 больных (13 мужчин и 13 женщин) с достоверным рассеянным склерозом по критериям Poser.
По характеру течения у 15 человек диагностирован вторично-прогрессирующий РС (далее ВПРС) и у 11 - ремитирующий РС (далее РРС). Средний возраст больных составил 33±6,8 лет.
В контрольную группу для сравнения показателей, выявляемых с помощью опросников, вошли 26 испытуемых эквивалентных экспериментальной группе по полу (13 мужчин и 13 женщин), возрасту (средний возраст 27,2±4,8) и уровню образования.
Методики. Для оценки общего состояния когнитивной сферы больных применялись пробы общего нейропсихологического обследования по методикам А.Р. Лурии.
Кроме того, в исследовании были использованы методики оценки регуляторных функций: Висконсинский тест сортировки карточек - 64, словесно-цветовой тест Струпа, методика свободных и направленных вербальных ассоциаций. Для оценки совладающего поведения использовался тест Лазаруса.
Основные результаты. Согласно полученным результатам, больные РС не представляют собой однородной группы по степени и характеру нарушений регуляторных функций и когнитивного функционирования.
В целом, больные РС демонстрируют большую вовлеченность в патологический процесс глубинных структур с влиянием на передние отделы головного мозга билатерально и задние отделы правого полушария.
Бóльшая степень нарушений характерна для больных с вторично-прогрессирующим типом РС и быстрым развитием патологического процесса.
В данной работе была сделана попытка рассмотрения совладающего поведения как сложной функциональной системы, одной из составляющих которой является произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Индивидуальная психотерапия. Особенности проведения индивидуальной
психотерапии
Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает а диаде врач – пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапев ...
Исследование потребностей студентов вуза
Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной эпохи превращают проблему исследования потребностей в одну из наиболее актуальных, поскольку их стру ...
Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический
аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...