Функции человека в системе "человек - машина"Страница 2
В отличие от человека вход у существующих машин ограничен схемой системы регулирования. Машина "видит" и "слышит" лишь те сигналы, которые только ей и адресованы, и может принять их лишь в той форме, которая была заранее определена конструктором. Ко всем другим сигналам машина "слепа" и "глуха".
Человек может с максимальной выгодой использовать избыточность информации. Он способен объединять отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономные способы ее приема и переработки. Способы приема информации машиной ограничены, так же как и ее возможность использовать избыточность информации.
Далее, человек в состоянии "схватить" маловероятные (неожиданные с точки зрения задач данной системы) события. В этом отношении возможности существующих машин пока весьма ограничены.
Что же касается максимального объема информации, принимаемой и перерабатываемой в единицу времени, то здесь явные преимущества остаются за машиной. Так как она в состоянии принять и переработать значительно (в сотни и тысячи раз) большее количество информации.
Большой пластичностью и гибкостью характеризуется также деятельность человека по переработке принятой информации. Его возможности преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать и синтезировать поступающие сигналы практически почти безграничны. В зависимости от условий и требований конкретного процесса управления оператор может применять либо тот, либо иной способ кодирования и декодирования принимаемых сигналов, сравнительно легко переходя от одного из них к другому. Человек не ограничен каким - либо одним алфавитом и способен при соответствующем обучении работать в разных "ключах". Одну и ту же операцию по переработке информации он может выполнить, пользуясь различными способами. В принципе для человека всегда остается возможность найти новый способ переработки, не предусмотренный конструктором системы управления. Существующие кибернетические машины моделируют лишь некоторые, далеко не всегда наиболее экономные способы обработки информации, применяемые человеком.
В отношении функции переработки информации так же, как и в отношении функции приема, человека не ограничен конструкцией системы управления.
Но в выполнении некоторых действий человек значительно уступает по точности и скорости машине. Так, операции счета он выполняет значительно медленнее и менее точно, чем это делает информационно - логическая машина.
Выступая в роли исполнителя командной информации, человек также характеризуется большой пластичностью. Пользуясь одним и тем же двигательным аппаратом, он в состоянии выполнять самые разнообразные действия.
Как правило, существующие автоматические регуляторы являются строго и узко специализированными. Человек же при некотором обучении с одинаковым успехом может осуществлять функции регулятора во многих системах управления, какими бы различными ни были их функциональные структурные схемы. Он может легко и часто менять программы, по которым должно осуществляться регулирование. Обладая огромной пластичностью, человек способен в случае тех или иных нарушений переходить от одного способа выполнения своих функций в системах управления к другим. Машина же при нарушении перестает работать или начинает допускать грубые ошибки.
Однако, имея возможность "настроиться на любую программу", оператор значительно уступает машине по времени, в течение которого он способен непрерывно работать по заданной программе. Он сравнительно быстро устает, может отвлекаться, забывать нужное и многое другое.
Итак, из выше сказанного следует, что человек - оператор является универсальным и наиболее пластичным "звеном системы управления". Вместе с тем он уступает "машинным звеньям" системы по скорости, а частично и точности выполнения операций и по возможности длительное время непрерывно сохранять заданный режим работы.
Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда
Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям:
а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостно ...
Эмоциональные состояния.
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, ...
Условия успешного воспитания
Условия успешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде.
Г. Нойнер пишет: “На воспитательный процесс . воздействуют определенные пространственные, временные и социальные условия, являющиеся внешними условиями, которые влияют на ход е ...