Система ориентаций старшеклассниковСтраница 1
К юношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основании которых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненные перспективы. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные жизненные принципы человека, мировоззренческая и нравственная направленность его интересов, помыслов, побуждений.
Ценности непосредственным образом связаны с основополагающими представлениями человека о смысле жизни и ее цели. От его системы ценностей по существу зависит - какие средства будут избраны им для достижения общих и частных целей. Ценности образуют и систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.
Появление направленности в будущее обусловлено в первую очередь ситуацией скорого окончания школы, когда юноша впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути. С другой стороны этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания и самоопределения, становлением целостного образа «Я», который включает в себя составляющую «Я в будущем». Возможно, различия в построении подростками систем ценностей, зависит от направленности личности, от типа мотивации, смысловой оценки происходящего.
Возникает задача экспериментального исследования ведущей мотивации и ценностно-смысловой ориентации с учетом важности и доступности для подростка различного типа ценностей.
Цель: выявить взаимосвязь ведущей мотивации учебной деятельности с характером осознания ценностей как желаемых и доступных.
Выборка: ученики 10-11 классов в возрасте 16-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 67 человек, из них 35 мальчиков и 32 девушки.
Методики: методика Семантического дифференциала Ч.Осгуда (в адаптации В.Ф.Петренко, М.Рокич (в адаптации Е.Б.Фанталовой), методика неоконченных предложений А.Д.Андреевой.
Результаты: В результате исследования выяснилось, что в целом значимость таких общечеловеческих ценностей, как «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», оценивается подростками выше, чем учебных («Глубокие и прочные знания», «Самосовершенствование в учебе»). Большинство подростков, независимо от типа мотивации, испытывают внутренний вакуум в сферах «Активная жизнь», «Интересный разговор», «Красота природы и искусства», «Творчество» и «Получение удовольствия». Особый интерес вызывает сфера учебной деятельности и ценности с ней связанные, так как, с нашей точки зрения, это является важным показателем дальнейшего благополучного или неблагополучного развития личности старшеклассника.
Наиболее благополучным с точки зрения развития личности старшеклассника является тип мотивации, связанный с достижением (потребность в самосовершенствовании и преодолении препятствий). Подростки данного типа имеют наименьшее количество внутренних конфликтов и вакуумов, что указывает на согласованность значимых и доступных сфер жизни. Также там отсутствует противоречие между ценностью и доступностью важных в настоящий момент для учеников сфер жизни, связанных с учебно-познавательной деятельностью, что является фактом, способствующим благополучному развитию личности.
Для группы с учебно-познавательной мотивацией наивысшие места по рангам занимают ценности «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «любовь» с выраженным конфликтом. Ценности «глубокие и прочные знания», «успешная учеба», «уверенность в себе» занимают средние позиции и хорошо согласованы.
Классификация памяти по времени хранения информации.
Кратковременная память.
Время удержания в памяти по разным источникам от нескольких секунд до нескольких часов. Такой разнобой цифр отражает разные подходы к определению кратковременной памяти и разные исследовательские методики. В среднем можно определить время длительностью в несколько минут. Чтобы задержать информацию дольше, надо ...
Юношеский возраст
Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью.
Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи за ...
Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы
2. АКТУАЛЬНОСТЬ: Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в Сибири позволил вскрыть внутренние тенденции развития психологической науки, предвосхитить ее будущие перспективы и тем самым внести существенный вкла ...