Психическая аномалия
Страница 3

Материалы » Аномальное поведение » Психическая аномалия

Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, - порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:

дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);

дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);

дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с выраженными психопатическими формами поведения.

Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития. Психическое недоразвитие. Умственно-отсталые дети. Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое недоразвитие, встречается наиболее часто. Олигофрения - группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

По глубине дефекта умственная отсталость (олигофрения) традиционно подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности.

Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецелы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден.

Дебильность - наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма.

Задержанное психическое развитие. Под термином " задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедленного темпа рализации закодированных в генотипе свойств организма.

Исходя из этиологического принципа, выделено 4 основных варианта задержки психического развития:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

Страницы: 1 2 3 4


Опыт
Конструкционная система человека меняется по мере того, как он последовательно конструирует копии событий. Конструкты необязательно должны быть фиксированными — их можно изменять, раз за разом примеряя к событиям, составляющим человеческий опыт. Но изменение конструктов не является чем-то происходящим автоматически либо посредством мех ...

Влияние любви в семье на удовлетворенность браком
В настоящее время недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к качеству брака, как, впрочем, недостаточно разработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, ...

Особенности регуляторных функций и совладающего поведения у больных рассеянным склерозом
Рассеянный склероз (РС) представляет собой распространенное инвалидизирующее неврологическое заболевание лиц молодого возраста, при котором наблюдается многоочаговое поражение белого вещества ЦНС вследствие демиелинизации нервных волокон. Многоочаговый характер поражения определяет многообразие и широкую вариативность клинических прояв ...