Отношение к надежде и значимые жизненные события

Материалы » Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями » Отношение к надежде и значимые жизненные события

Традиционно в психологии, вслед за основоположниками отечественной концепции отношений А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым, отношение рассматривается как психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей, движущая сила личности, образующая целостную систему из трех взаимосвязанных между собой компонентов: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим; 3) отношение к предметам и явлениям внешнего мира. В настоящей работе будем опираться на понятие отношение, близкое по содержанию к психологическому отношению, сформулированному В.Н. Мясищевым. «Отношение – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, вытекающая из всей истории развития человека, выражающая его личный опыт, внутренне определяя его действия и переживания». В контексте данного исследования особое значение приобретает положение о детерминации отношений личности жизненным опытом. Отношение к надежде – это частный компонент системы отношений личности, представляющий собой, согласно концепции В.Н. Мясищева, интериоризированный опыт существования в социальном окружении. Таким образом, под отношением к надежде будем понимать субъективно – избирательное, в разной степени осознаваемое представление о надежде, включающее в себя конативный, когнитивный и эмоционально – оценочный компоненты. При этом в определенном социальном контексте надежда для субъекта выступает как наделенная смыслом для субъекта и презентируется в его сознании как представление о значении (месте, роли и функциях) надежды в жизнедеятельности субъекта. Отношение к надежде является результатом определенного жизненного пути личности и формируется под влиянием жизненных событий, отношений человека к своей жизни, под влиянием сформировавшихся аттитюдов к различным временным отрезкам жизни, оценок и восприятия им своего прошлого, настоящего и будущего. Своеобразие отношения к надежде заключается в его социокультурной обусловленности. Надежда – есть всегда некая совокупность человеческих отношений – отношений к миру, к самому себе, к другим людям, к жизни в целом. Отношение к надежде формируется, актуализируется у человека в результате пере-живания и про-живания им значимых жизненных событий, в результате осмысливания и пере-осмыливания своего жизненного пути. Исходя из такого понимания отношения к надежде существующие в настоящий момент количественные методы измерения надежды и безнадежности (шкала безнадежности А. Бека, шкала диспозиционной надежды С. Снайдера, Индекс надежды С. Стаатс, шкала ожидаемого баланса Н .Брадбурна, опросник атрибутивного стиля М. Селигмана и Т. Петерсона, шкала жизненных ориентаций Шейера и Карвера и др.) становятся малоприменимыми и неадекватными целям исследования.


Передай мяч
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывае ...

Исследование потребностей студентов вуза
Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной эпохи превращают проблему исследования потребностей в одну из наиболее актуальных, поскольку их стру ...

Испорченный телефон
Цель: развитие слухового внимания. Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем св ...