Психическая аномалия
Страница 4

Материалы » Аномальное поведение » Психическая аномалия

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4) задержка психического развития церебрального-органического генеза (Лебединская).

Искаженное психическое развитие. Представлено в частности синдромом раннего детского аутизма, который отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений. Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, "уходе" в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и сверстникам.

Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности. Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах.

Существует различные классификации психопатий.

Принята следующая систематика психопатий:

конституциональные, имеющие наследственное происхождение;

органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.

К конституциональным психопатиям относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истероидная психопатии.

Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма. Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.

Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией, однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения.

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем возрасте. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, т.е. стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих.

Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Патологическое формирование личности. Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношении к друг другу.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем - пассивным и неуверенным в себе.

Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, привычка к волевому усилию, способность преодолевать трудности.

Страницы: 1 2 3 4 


Кризисы на разных возрастных этапах
Вернемся к рассмотрению такой закономерности возрастного развития как кризис. Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ. Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появлени ...

Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни
Первое полугодие жизни . Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшег ...

Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология межгрупповых отношений (В.С. Агеев), психология конфликта (А.И. Донцов, Ю.М. Бородкин, Н.В. Гришин), ...